• Нужно ли готовить ребенка к будущей семейной жизни с д/в, в чем она заключается?
• Нужно ли матери ласкать сына?
• Какие домашние обязанности м.б. у девочек и мальчиков?
• Нужно ли мальчика приучать к женским обязанностям: стирке, уборке? Почему?
• Нужно ли воспитывать у девочек такие качества как артистизм, эмоциональность, мягкость, нежность, зависимость, слабость?
1. В автобусе между двумя женщинами разгорелся спор. Возник он так: на одной из остановок в ав-тобус вошла женщина с девочкой лет 6-7. Мать, сидевшая с мальчиком примерно того же возраста, ска-зала сыну, чтобы он уступил место девочке. Матери обменивались мнениями о том, надо ли уже в этом возрасте приучать мальчиков уступать девочкам место.
Одна из женщин утверждала, что в этом возрасте не следует подчеркивать разницу в отношениях маль-чика и девочки. Заставляя мальчика уступить девочке место, мы, воспитываем у него чувство снисхож-дения, подчеркиваем неравенство полов. Мать мальчика не соглашалась с этим и утверждала, что ува-жение к девочке надо воспитывать у детей с самого раннего возраста.
(?) Кто из них прав? Ваша точка зрения.
2. В военной игре маленького мальчика поставили часовым в саду и забыли о нем. Зная положение о том, что часовой не имеет права самовольно уйти с поста, честно выполнял правила игры, мальчик несколько часов простоял на карауле. Он очень устал, но не ушел, пока его не снял с поста один офи-цер. /Автор Л. Пантелеев «Честное слово»/
(?) Считаете ли Вы поведение ребенка правильным? Почему?
3. Воспитательница средней группы поручила узнать детям, где и кем работают их мамы. Беседа была интересная. Некоторые рассказывали много и охотно, другие мало, односложно.
Валя: - Моя мама ничего не делает, она целый день шьет.
Марина: - А моя тоже не работает, только стирает.
Коля: - Не скажу, кем моя мама работает (она работает поваром в д/с). Её работа плохая. Только ва-рит обед, а больше ничего. Все мамы дома варят, это не работа.
(?) С какой целью педагог дал задание детям узнать, где и кем работают мамы?(?) Какой вывод могла сделать воспитательница для себя после беседы с детьми?(?) Что следовало бы сделать по расширению знаний детей о труде членов семьи и воспитанию ува-жения к их труду?
4. К воспитательнице д/с обратилась мать за советом, рассказав следующее:
«Моя пятилетняя дочь Алла спросила меня однажды: «Мама, откуда берутся дети? Откуда я сама взялась?» Вопрос дочери застал меня в врасплох. Я не знала, как ей ответить. Через некоторое время этот же вопрос повторился, и я сказала дочери, что детей покупают в больнице. Однако через неделю девочка мне заявила, что я ее обманула, т.к. детей не покупают, а рожают. Об этом узнала дочь во дво-ре. Сейчас пристает ко мне с вопросом: «Мама, а кто родил меня, как ты меня родила»?
(?) Что и как отвечать детям на подобные вопросы? Какой совет следует дать матери?
5. Шестилетняя Ирина наконец-то упросила маму заплести ей косички. Волосы короткие. Косички маленькие, не все волосы схвачены. Зато их украшают белые банты. Чтобы волосы не попадали в глаза, мама завязала сверху еще один бант.
Посмотрев в зеркало, Ирина осталась довольна. С улыбкой девочка вошла в групповую комнату. Её окружили с восхищением подруги. И вдруг услышала: «Кто это тебе столько бантов нацепил? Скажи своей маме, пусть не выдумывает. И так времени нет, а ты еще со своими косичками. Только и делай, что заплетай их тебе теперь! На глазах Ирины появились слезы.
(?) Объясните причину возникшего конфликта.(?) Какие чувства будет испытывать Ирина после встречи с воспитательницей?(?) Почему воспитательнице не пришло в голову, что она обидела девочку?
6. Папа протягивает небольшой сверток двухлетнему сыну Сереже. Коробка с цветными каранда-шами. Сейчас мы будем заниматься интересным делом! – говорит папа и достает из портфеля книжку с картинками. Гляди елка на этой картинке бледная, бесцветная. Давай сделаем ее тоже красивой! Давай! – кивает Сережа.
Папа достает из коробки зеленый карандаш.
- Вот так, так… Теперь и эта елка красивая.
- Я сам, - говорит Серёжа, отбирая карандаш у папы.
Он крепко сжимает его в руке, но непослушный карандаш не хочет подчиниться. Ревет. Мама не вы-держивает.
- Рано ему раскрашивать, - вмешивается она, но папа не сдается. Он снова вкладывает карандаш в Се-режину руку и водит им по бумаге.
- Вот так, давай сначала вместе, а потом и у тебя сын получится.
Теперь мальчик с нетерпением ждет папу с работы. Он полюбил коробку с цветными карандашами.
(?) Проанализируйте поведение родителей Сережи и укажите, кто из них прав и почему?(?) В чем педагогическая ценность таких занятий с ребенком в семье?
7. Двухлетняя внучка откусила половину конфеты, а другую протянула бабушке.
Ты мое золотко, моя хорошая! Никогда не жадничай – все будут тебя любить. Но конфету бабушка не взяла: - Я не маленькая, кушай сама. Вечером мама с папой: - А нас угостишь? Дочка с готовностью подбежала к ним. Они погладили ее по головке и похвалили, но яблоко никто не взял: - Ладно, уж, ку-шай сама. Девочке понравилось быть щедрой. Она угощала и соседей, и гостей, и те говорили: «Добрая девочка!» Все были «не маленькие» и поэтому ничего не брали.
Но однажды, кто-то из знакомых сказал: «Спасибо!» и положил предложенное лакомство в рот. Девочка остолбенела. Лицо сморщилось, и она потребовала: «Отдай!»
Как тебе не стыдно? – растерялась мать. Такая всегда добрая была… Ведь ты сама угостила дядю!
А зачем он взял? – всхлипывая, пролепетала та.
(?) Почему репутация «доброй девочки» рухнула с позором?(?) Приведите возможные приемы упражнения девочки в доброте.