Полоролевая социализация в образовательном процессе ДОУ /Авт.-сост. Н.Н. Царегородцева. - Йошкар-Ола: ГБОУ ДПО (ПК) С «Марийский институт образования», 2012. -31-40с.
Р.М. Фролова, педагог-психолог муници-
пального МДОУ детского сада компенси-
рующего вида №28 «Хрусталик» г. Волж-ска
В качестве испытуемых выступили одна экспериментальная группа ДОУ №28 «Хрусталик» г. Волжска и одна контрольная - МДОУ №20 «Чебурашка» г. Волжска. Экспериментальную группу составили 13 детей (8 девочек и 5 мальчиков) возраста 5-6 лет. Из них 7 полных и 6 неполных семей. Контрольную группу 13 детей (7 девочек и 6 мальчиков) аналогичного возраста, 9 полных и 4 неполных семьи.
В исследовании использовался комплекс психодиагностических методик:
- Диагностика уровня социализации мальчиков и девочек. И.П. Шелухина
- Методика «Цветик-восьмицветик» С.В. Велиева
- Методика «Нарисуй себя». А.А. Реан
- Методика «Рисунок семьи» П. Хоментаускас
Проведено анкетирование:
- Анкетирование педагогов «Личностно-профессиональные ценности педагога».
- Анкетирование родителей №1 «Важные ценности для родителей»
- Анкетирование родителей №2 «Самооценка уровня родительской компетентности».
Применялся метод беседы и интервью:
- Метод беседы. Г.А. Урунтаева, Ю.А. Афонькина.
- Интервью «Кто ты?» Н.Е. Татаринцева.
- Методика «Интервью с ребенком» А.И. Захаров
Исследование проводилось в три этапа.
Целью I этапа (констатирующего, 2009-2010г.) психологического исследования было выявление уровня сформированности навыков социальной компетенций в гендерном аспекте у детей старшего дошкольного возраста, а также педагогов ДОУ и родителей воспитанников ДОУ.
Решалась задача: изучить исходный уровень знаний о гендерных особенностях социальных компетенций участников процесса.
В этот период наблюдение в экспериментальной и контрольной группах за ходом сюжетно-ролевых игр показало, что девочки брали на себя функции хозяйки (мамы). Они наводили порядок, готовили кушать, провожали и встречали детей, заботились о детях и о муже. Мальчики (папы) не знали чем заняться, иногда отводили по просьбе девочек детей в садик или встречали, либо ходили на работу или по делам (брали инструменты и пытались чинить мебель, машины). Так, в ролевых играх дети «практиковали» поведение модели, соответствующей своему полу. Игры отличались сюжетами. У мальчиков игры: военные, спасатели, пожарные, полицейские, строители. У девочек: «дочки-матери», больница, детский сад, парикмахерская, библиотека.
На первом этапе был выявлены представления каждого ребёнка о своём половом образе. Анализ результатов исследования показал, что дети в обеих группах владеют первыми представлениями о своей половой принадлежности (внешний вид), но эти знания недостаточно полные. Дети не отмечали и не дифференцировали мужские и женские увлечения. Не было четких представлений об эталонах мужского и женского поведения во взаимоотношениях со сверстниками (девочками и мальчиками), а представления о распределении ролей у детей бедны и не реализовались в сюжетно-ролевых и режиссерских играх.
Цель II тапа: корректировка имеющихся представлений участников эксперимента по полоролевой социализации.
Задача: обогатить имеющиеся представления участников эксперимента, а также способствовать их реализации в игровом плане и в реальном взаимодействии дошкольников с окружающими людьми разного пола, со сверстниками противоположного пола и воспитать чувство гордости за свой пол.
Целью III этапа было обобщение результатов диагностического исследования, в специально организованном развивающем эксперименте с целью воспитательного воздействия на участников процесса.
Решались задачи: выявить динамику деятельностных и личностных показателей развития полоролевой социализации; выделить основные показатели процесса социализации детей старшего дошкольного возраста.
С целью определения уровня социального развития детей был использован метод беседы. Г.А. Урунтаевой. Дети ответили на ряд вопросов.
Проведенное исследование обнаружило наличие существенных различий в игровых интересах мальчиков и девочек на этапе старшего дошкольного возраста. Обнаружилась яркая дифференциация мужских и женских ролей в игре и предпочтение мальчиками и девочками игр определенного содержания. В целом на первом и третьем этапах по двум группам показатели были на одном уровне. Дети идентифицировали себя к мужскому или женскому полу. В общении отдавали предпочтение сверстникам своего пола.
Для определения представлений и уровня знаний была проведена диагностика уровня социализации мальчиков и девочек (по И.П. Шелухиной) на первом и третьем этапах эксперимента в обеих группах дошкольников.
Цель:
- выявление представлений о роли и занятости мужчин в семье;
- уточнение представлений о социальном статусе мужчины и женщины;
- определение уровня знаний об основных чертах и мужчин и женщин;
- изучение представлений о различиях мальчиков и девочек

Вторая методика «Цветик - восьмицветик» проводилась с целью выявления психического состояния детей. Красным цветом на диаграмме отмечены отклонения, желтым-незначительные отклонения, зеленым-норма.
Анализ результатов по методике «Цветик-восьмицветик» представлен в таблице.
В экспериментальной группе ДОУ №28 «Хрусталик» | В контрольной группе ДОУ №20 «Чебу-рашка» |
Результаты диагностики ДОУ №28 «Хрусталик» показали, что во взаимоотношениях детей в семье прослеживается динамика
| №20 «Чебурашка», где не осуществлялась деятельность по полоролевой социализации, динамики нет, прослеживается в некоторых моментах регресс:
|
Отметим, что в экспериментальной группе на I этапе наблюдаются (обозначено красным цветом) отклонения во взаимоотношениях детей с мамами, а на III этапе таковых нет.
Во взаимоотношениях с отцами на I этапе высокий процент отклонений, на III этапе наблюдается норма.
Следующий критерий – психическое состояние детей, их отношение к себе. На I этапе отклонение наблюдается у трех детей, незначительное отклонение у четырех детей, а на III этапе лишь у двоих детей незначительное отклонение.
В контрольной группе, где не осуществлялась деятельность по полоролевой социализации, динамики нет, прослеживается регресс во взаимоотношениях с отцами.
Методика «Нарисуй себя». Модификация методики «Нарисуй себя»
Цель: выявление уровня самооценки ребенка.
Психология детства. Практикум. Тесты, методики для психологов, педагогов, родителей. Под редакцией члена корреспондента РАО А.А. Реана – СПб.: «прайм-ЕВРО-ЗНАК», 2003. -62с.

Модификация методики «Нарисуй себя»

Результаты исследования показали, что на I и III этапе в обеих группах дети с завышенной самооценкой не выявились. Адекватно-позитивное отношение к себе имеют 10 детей (77%) в ДОУ №28 и 8 детей (62%) в ДОУ №20. На III этапе адекватно-позитивное отношение к себе у 13 детей (100%) в экспериментальной группе (ДОУ №28) отмечается лишь улучшение у3 детей – 23%;
Заниженная самооценка была на I этапе у троих детей в ДОУ №28 и у пятерых детей в ДОУ №20. На III этапе в экспериментальной группе заниженная самооценка: 0% , а улучшение у3 детей – 23%.
У 8 детей (62%) контрольной группы результаты остались на прежнем уровне.
Вероятно, заниженная самооценка является следствием воздействия внешнего источника (напри-мер, речь родителей, способы восприятия в поведении родителей) или внутренний источник восприятия себя, принятия себя, усвоение полоролевых правил, эмоционально выраженное отношение к собственному полу.
Модификация методики «Рисунок семьи» Г.Т. Хоментаускаса.
Сост. Л.В. Огинец. СПб.: СПбГУ, ф-т психологии, 1992.
Цель: выявление особенностей внутрисемейных отношений.
Методика «Рисунок семьи» позволила выявить особенности внутрисемейных отношений. На первом этапе «неблагоприятная семейная ситуация» в ДОУ №28 (первый столбик желтого цвета) наблюдалась в трех семьях, а в ДОУ №20 (столбик фиолетового цвета) в пяти семьях. На III этапе проблема остается в ДОУ №20 в трех семьях. По следующему критерию – «конфликтность в семье» на I этапе в ДОУ №28 – проблема выявилась в трех семьях, в ДОУ №20 в двух семьях. На III этапе в обеих группах в двух семьях возможны иногда конфликтные ситуации. Следующий критерий - «Чувство неполноценности в семье». На I этапе в обоих ДОУ по одному ребенку имели данную проблему. На III этапе в контрольной группе прослеживается ухудшение показателей у троих детей.

Количественная интерпретация особенностей изображения по методике «Рисунок семьи»
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ГРУППА ДОУ №28 «Хрусталик» Участвовало в эксперименте 13 детей Данное исследование на I этапе позволило опре-делить состояние внутрисемейных отношений:
Анализ результатов на III этапе показал:
| КОНТРОЛЬНАЯ ГРУППА МДОУ №20 «Чебурашка» Участвовало в эксперименте 13 детей Данное исследование на I этапе позволило определить состояние внутрисемейных отно-шений:
Анализ результатов на III этапе показал:
|
Методика интервью «Кто ты?» Татаринцевой
Цель: определить особенности полоролевых ориентаций и ценностей детей (такие аспекты как - отличительная сущность мужского и женского пола; полоролевое поведение мужчины и женщины в семье, поведение в обществе).
На выявление особенностей представлений дошкольников о качествах мужественности и женствен-ности: девочку спрашивали, какой она хочет быть мамой, когда вырастет, аналогично - мальчика.
Анализ результатов сопоставления средних групповых величин полоролевых показателей, полученных на первом этапе сбора информации (в 2010г), показал, что у большинства испытуемых, как экспериментальной, так и контрольной групп, они находятся на низком уровне. Обнаруживается недостаточная сформированность полоролевой социализации. Статистическая значимость межгрупповых различий по всем показателям не обнаруживается.
На I этапе девочки экспериментальной группы хотели стать: 31% 4 хорошей мамой; 23% (3 девочки) – доброй; 15% (2 девочки) – ласковой; 15% (2 девочки) – веселой; 8% (по одной девочке) – милой, заботливой. Одна девочка не желала стать такой же мамой, т.к. «мама всегда спит или чем-то занята».
Мальчики хотели стать: 15% (2 мальчика) – добрым, 8% - большим, на работу ходить, гаишником.
Нравственные качества мальчиками не называются. Вероятно, знания в этой области у детей незначительные.
Девочки контрольной группы хотели стать: 8% (одна девочка) – доброй, остальные 6 девочек промолчали, не определились.
Мальчики: 8% - помогать маме, стать большим, целый день чем-то заниматься.
Вот некоторые ответы детей на заключительном этапе:
III этап | |
Мальчики экспериментальной группы | Мальчики контрольной группы |
23% 3 мальч. – заботливым, 23% 3 мальч. – мужественным, 23% 3 мальч. – смелым, 15% 2 мальч.- защитником, 15% 2 мальч.- отважным, 15% 2 мальч.- сильным, 8% - добрым, храбрым. | 23% 3 мальч. – хорошим, 15% 2 мальч.- добрым, 8% -сильным, мужественным, краси-вым, стройным. |
Девочки экспериментальной группы | Девочки контрольной группы |
54% 7 дев. – доброй, 46% 6 дев. – заботливой, 31% 4 дев. – ласковой, 23% 3 дев. – трудолюбивой, 23% 3 дев. – вежливой, 23% 3 дев. – красивой, 23% 3 дев. – нежной, 8% по одной дев. – скромной, опрятной. | 38% 5 дев. – доброй, 15% 2 дев. – хорошей, 15% 2 дев. – заботливой, 15% 2 дев. – ласковой, 8% по 1 дев. – обыкновенной, вежли-вой, красивой. |
Результаты контрольного опроса детей на III этапе о том, какими бы они хотели быть «мамами» («папами»), когда они вырастут, позволили убедиться, в том, что представления детей эксперименталь-ной группы о качествах мужественности и женственности значительно обогатились. Дети называют и выделяют нравственные качества.
«Важные ценности для родителей» воспитанников ДОУ №28 выявили с помощью анкетирования.

На I этапе эксперимента для родителей наиболее значимыми ценностями были: личность; близкие; гуманность; саморазвитие, самосовершенствование себя; здоровье.
На III этапе рейтинг изменился: наиболее значимыми стали: близкие (семья); социализация (умение разобраться в жизни); реализация себя; гуманность (имеется в виду - хорошее отношение, помощь).
Таким образом, были обнаружены значимые различия между показателями, полученными на I и III этапах сбора информации.
К III этапу по полученным результатам психологического исследования мы видим, что в экспериментальной группе родители активно подключились к семейной жизни. Повысилась значимость роли матери в семье. Вырос авторитет отца в семье. Дети познакомились с профессиями родителей, стали дифференцировать мужские и женские профессии. Таким образом, анализ представлений детей о мужественности, женственности и семейных ролях на III этапе показал, что знания расширились в экспериментальной группе, в контрольной произошло снижение показателей.
Таким образом, все дети экспериментальной группы стали более четко фиксировать свое внимание на гендерных различиях ролевого поведения родителей, в частности они отмечали, что мужская работа по дому связана с переносами тяжести, ремонтом бытовых приборов, автомашин, техники, с владением инструментами, помощью престарелым родителям, желание защитить детей, семью, а женская – с приготовлением пищи, наведением порядка в доме, проявление заботы о членах семьи другого пола.
Эффективность полоролевого воспитания возрастает, когда мальчики и девочки объединены вместе с родителями в процесс труда, о чем свидетельствуют работы детей экспериментальной группы на III этапе. Таким образом, воспитатели расширили представления детей о роли матери и отца в семье, о счастливой семье, где все заботятся друг о друге, вместе отдыхают, вместе работают.
Наблюдения за детской самодеятельностью на III этапе эксперимента, дают основание утверждать, что дети достаточно точно дифференцируют «мужские» и «женские» роли в игре и предпочитают те, которые соответствуют их полу. Мальчиков привлекают роли, требующие мужества, героизма: роли военных, спасателей, полицейских, а у девочек – роли мамы, воспитательницы, врача, учительницы, парикмахера, продавца. У мальчиков преобладают игры подвижные. Девочки предпочитают спокойные игры: «Дочки – матери», больница, детский сад, магазин.
В ходе анкетирования были выявлены «личностно-профессиональные ценности» педагогов ДОУ №28. На первом этапе для них наиболее значимыми ценностями были: близкие; гуманность; реализация себя (умения, способности, творчество); здоровье и др. Оказалось, что педагоги испытывали затруднения в дифференцированном подходе к детям при организации воспитательного процесса в ДОУ. На III этапе работы в экспериментальном режиме наиболее значимыми ценностями для педагогов стали: социализация; реализация себя; близкие; здоровье; саморазвитие и др.

ИТОГИ I ЭТАПА показали, что у педагогов и родителей в вопросах социализации детей недоста-точно знаний, отсутствует дифференцированный подход к детям в соответствии с их половой принадлежностью. У детей не формируются представления о вариативности полоролевого поведения, а также навыки овладения мужскими и женскими ролями, способами полоролевой саморегуляции. Таким образом, статистическая значимость межгрупповых различий по всем показателям в обоих ДОУ не обнаруживается
ИТОГИ III ЭТАПА: Реализация программы позволила удовлетворить потребности ребенка старшего дошкольного возраста:
- в полноценном развитии как личности;
- в помощи вхождения в современный мир;
- в приобщении к человеческим ценностям.
Благодаря созданным условиям в ДОУ и семье для социально-личностного развития, у детей:
- сформировался целостный положительный взгляд на взаимоотношения с окружающими (обогатился социальный опыт, опыт коммуникативного взаимодействия; дети получили навыки адекватного поведения в окружающем мире);
- сформировались полоролевые позиции, положительное отношение к своему полу и здоровью.
Таким образом, в дошкольном возрасте половая дифференциация осуществляется с помощью научения и воспитания. У детей формируется система потребностей, интересов, ценностей и определенных способов поведения, характерных для того или иного пола от которых будет зависеть: формирование личности; уверенности в себе; эффективность общения с людьми; благополучие отношений в семье.
В экспериментальной группе, где имело место воспитательное воздействие, у большинства детей представления о мужественности и женственности и семейных ролях уточнились, обогатились, достигли среднего и высокого уровней. Представленные таблицы, диаграммы, отражают динамику произошедших изменений уровня представлений детей в экспериментальной группе в сравнении с контрольной, где работа по полоролевому воспитанию не проводилась (сравнивались данные констатирующего и контрольного этапов).
Моделирование ситуаций, связанных с различным жизненным опытом ребенка, способствовало формированию положительных взаимоотношений и взаимодействия между сверстниками разного пола. У мальчиков стала проявляться мужественность (в игровой и других видах деятельности): эмоциональная устойчивость, ответственность, решительность, желание защитить слабых, девочек. Девочки проявляют женственность: заботливость, скромность, аккуратность.
Обогащение представлений в процессе формирования положительно повлияло и на содержатель-ность и тематику сюжетно-ролевых игр, в которых эти представления реализовались. Особенно это ярко проявилось в играх семейной тематики, в военных играх.
Таким образом, по результатам эксперимента, наметилась положительная динамика по показателям социализации мальчиков и девочек. У детей расширился кругозор, увеличился объем знаний о профессиональной деятельности взрослых, повысился интерес к близким людям и сверстникам. Обогатить имеющиеся у них знания, увеличились возможности реализации их в игровом плане и в реальном взаимодействии дошкольников с окружающими людьми разного пола, со сверстниками противоположного пола.