Бендас Т. В.
Б46 Гендерная психология: Учебное пособие. — СПб.: Питер, 2006. — 431 с: ил. — (Серия «Учебное пособие»).
Что такое гендерная психология? Это дисциплина, исследующая то, чем отличаются и в чем схожи мальчики и девочки, мужчины и женщины, то, как представители обоего пола говорят, как ведут себя, как относятся друг к другу.
Предмет, задачи и методы гендерной психологии
Предметом гендерной психологии в самом широком смысле являются особенности психики, которые связаны с полом.
Гендерная социализация. Предметом этой области гендерных исследований является социализация, заключающаяся в формировании гендерной идентичности и освоении гендерных ролей, в том числе и то, как на этот процесс влияют гендерные стереотипы.
Психология гендерных отношений. Предмет этой области достаточно широк, так как гендерные отношения — это не только взаимоотношения между полами, но и внутри каждого пола. Ниже будет показано, что люди иначе ведут себя в однополых и смешанных по полу группах. Интерес представляет и общение в интимных группировках — дружеских, сексуальных, супружеских. Наконец, активно изучаются девиантиые отношения между полами, в частности связанные с насилием. Некоторые аспекты этих исследований мы разберем в отдельной главе.
Что касается задач гендерной психологии, то к ее теоретическим аспектам относится разработка теорий и концепций, методов и методик, проведение широких исследований, к прикладным — внедрение результатов и достижений в практику. Гендерный подход должен стать неотъемлемой частью работы психолога: и исследователя, и консультанта, и руководителя тренинговых групп. Этот подход предоставляет широкие возможности для помощи практикам, работающим с людьми: менеджерам, юристам, учителям и воспитателям, медицинским работникам. ' В начале XX в. в гендерной психологии были приняты следующие 5 методов исследования:
Мальчики и девочки в детстве растут в условиях половой сегрегации. Девочки первыми начинают эту сепарацию (отделение) от мальчиков, чтобы защититься от их грубости. Позднее мальчишеские группировки создают особый, «маскулинный» дух внутри этих группировок и регламентируют поведение мальчиков, запрещая им общаться с девочками. В итоге создаются две гендерные субкультуры: отдельно у мальчиков и у девочек.
Родители по-разному воспроизводят свои гендерные роли в семье. Матери одинаково относятся к мальчикам и девочкам, а отцы — более строго контролируют мальчиков, стараясь уберечь их от «фемининных» проявлений.