Психолого-педагогические сопровождение личности в образовательном про-странстве: теория, практика, инновации: Материалы межрегиональной научно-практической конференции. –Йошкар-Ола: ФГБОУ ВПО «Марийский государст-венный университет» Факультет педагогики и психологии, Кафедра психологии развития и образования, 2012. -72-77с.
В условиях модернизации российского образования создаются новые образовательные программы, позволяющие обеспечить вариативность воспитательно-образовательного процесса, ориентированного на полоролевую социализацию ребенка и запросы его семьи.
В настоящее время перед образовательными учреждениями стоят важ-нейшие задачи:
- переосмысление сущности процесса образования,
- поиск новых подходов к воспитанию человека, способствующих наи-более полному его развитию, в том числе и как представителя определенного пола.
В нормативных документах к системе дошкольного образования сформулирован социальный заказ, который заключается в том, что результатом деятельности ДОУ являются не только знания, умения, навыки выпускников, но гражданские, социальные, коммуникативные, интеллектуальные компетенции. Это заказ на психологически здоровую личность, формирующуюся в процессе полоролевой социализации.
Попытки воспитания мальчиков и девочек в ДОУ недостаточно эффек-тивны, так как не учитываются реалии современной жизни, вариативность полоролевого поведения, не формируются навыки овладения мужскими и женскими ролями (В.В.Абраменкова, 1987; И.С.Лаптева, 1997; Г.Н.Михайлович, 1998; И.В.Смирнова, 1999).
На протяжении тридцати лет общество убеждало нас в том, что мальчики и девочки совершенно одинаковы. За последние пять лет проведено много исследований, результаты которых подтверждают, что мальчики отличаются от девочек. С изменениями современной общественной жизни появились новые социальные условия, произошла ломка системы половых ролей и культурных стереотипов. Ранее существовавшие стандарты женственности и мужественности привели, к насыщению образа женщины мужскими характеристиками. Итак, тридцать лет освобождали девочек, а сейчас пришло время освобождать мальчиков. Сегодня востребованы в обществе энергичные и гуманные люди, а не роботы для работы и войны. Раньше отцы были в меру ласковые с ребенком, брали на себя повседневные заботы о нем, его уважали в семье, прежде всего жена. Современные отцы считают, что воспитание детей – это удел женщин, а их задача - работать в поте лица, чтобы обеспечивать семью материально. Отцы становятся приятелями своим детям или относятся к ним слишком по - матерински, часто отсутствуют или не справляются. Необходимо помочь отцам обрести место в обществе. Современные мамы и бабушки совмещают семейные обязанности с работой вне дома, становятся главой семьи, либо деловой, для которой семья и дети не являются важной ценностью. В семье нет разделения на мужские и женские роли, как раньше. Происходит насыщение образа жен-щины мужскими характеристиками. Роли родителей в семье должны быть различны, а вне семьи пусть будут одинаковыми. Но, несмотря на все это, растить и воспитывать детей все же приходится матери.
Самооценка ребенка зависит от того, какие представления о своем «Я» формируют родители у ребенка. Родители понимают необходимость формирования качеств, характеризующих мужчин и женщин, однако эта необходимость не становится реальностью в их семье. Основными причинами данного факта являются:
- недостаток опыта в воспитании ребенка;
- отсутствие терпения и свободного времени;
- незнание особенностей развития своего ребенка.
Таким образом, в педагогике появились новые проблемы в воспитании детей:
- социализация (социальная компетентность дошкольника);
- полоролевая социализация;
- идентификация личности ребенка;
- психологический пол ребенка;
- формирование полоролевого поведения ребенка;
- отношения между полами.
Сегодня существует проблема социального вхождения ребенка в то об-щество, в котором ему предстоит жить и развиваться как личность. Но прежде, чем помочь детям, необходимо нам самим взрослым, педагогам припомнить, и усвоить традиции, нормы, ценности и требования нашего социума. Мы должны обеспечить ребенку положительные примеры социального и личностного окружения. Взрослые могут сформировать социальную компетентность дошкольника, достаточно обеспечить ему в ДОУ знания, умения, навыки, для выполнения обязанностей, соответствующих данному жизненному периоду.
- влияние на психическое и физическое развитие мальчика и девочки;
- отношения представителей разного пола к своим социальным ролям в обществе;
- формирование у детей представлений о настоящих мужчинах и жен-щинах.
- формирование определенной модели поведения;
- овладение культурой в сфере взаимоотношений полов;
- личная жизнь людей в семье;
- правильное понимание роли мужчины и роли женщины в обществе.
Образовательные задачи полового гендерного воспитания в д/с:
- воспитывать у дошкольников интерес и положительное отношение к своему гендеру;
- закладывать основы осознания своих особенностей;
- советовать строить личное поведение с учетом возможных реакций других людей;
- воспитывать у дошкольника интерес и хорошее отношение к окру-жающим людям;
- развивать у дошкольника представление о себе и других людях как лиц физических и социальных со своими достоинствами и недостатками, ти-пичными и индивидуальными особенностями;
- развивать чуткость и эмпатию, умение чувствовать и распознавать состояние и настроение окружающих людей;
- уметь управлять своими эмоциями и поведением;
- обогащать знания о своей семье, роде, семейных реликвиях, традициях, знакомить с основными функциями семьи как психологической группы и социального института;
- углублять знания детей о содержании понятий «мальчик», «девочка», о делении всех людей на мужчин и женщин.
Под влиянием воспитателей и родителей дошкольник может усвоить половую роль, или гендерную модель поведения, чтобы его определяли как женщину или мужчину. В возрасте шести лет формируются основы моральных установок будущих мужчин и женщин.
Методы и приемы, рекомендуемые для использования воспитателями по гендерному воспитанию:
- сюжетно ролевая игра «Семья», «День рождения», «Встреча гостей»…;
- беседы с использованием иллюстраций;
- чтение художественной литературы;
- проблемные ситуации с этическим содержанием;
- дидактические игры: «Кем быть?», «Кто чем любит заниматься?, «Я расту», «Что общего, чем отличаемся?», «Я мальчик, потому, что…», «Одень мальчика, одень девочку», «Что кому?».
1. Под социальной компетентностью дошкольника понимается качество личности, сформированное в процессе активного творческого освоения социальных отношений, возникающих на разных этапах и разных видах социального взаимодействия. Ребенок, находясь в д/с, осваивает социальные отношения, возникающие в ходе взаимодействия, а также усваивает этические нормы, таким образом, мы учим его регулировать межличностные и внутриличностные социальные позиции, отношения в д/с и в семье.
Социальная компетентность состоит из нескольких компонентов:
- мотивационного – отношение к другому человеку как к высшей цен-ности, проявления доброты, внимания, заботы, помощи, милосердия.
- когнитивного - познание другого человека (взрослого, сверстника), способность понять его особенности, интересы, потребности; увидеть возник-шие перед ним трудности; заметить изменения настроения (эмоционального состояния)…
- поведенческого – выбор адекватных ситуаций способов общения, этически ценных образцов поведения.
Сегодня мы наблюдаем проблему межличностного общения на основе человеческих отношений, которая связана с дефицитом воспитанности, доброты, культуры не только воспитанников, но и родителей «нового поколения».
Наши дети испытывают сильную психическую нагрузку, так как число их контактов с миром сверстников и взрослых все увеличивается (семья, дошкольное учреждение, магазины, общественный транспорт, дворовое сообщество, дополнительные занятия). В разных жизненных ситуациях они должны уметь правильно вести себя, владеть основами культуры речи. Должное внимание в воспитательно-образовательной работе ДОУ должно быть уделено становлению межличностного общения как взрослых с ребенком, ребенка со взрослыми, а также между детьми.
2. По мнению ряда авторов: М.Т.Бурке-Бельтран (1979), Н.В.Плисенко (1985), Л.В.Градусовой (1990), Т.А.Репиной (1998), полоролевая социализация является отражением естественного процесса формирования психологического пола ребёнка, важнейшими категориями которого являются половая идентичность и полоролевое поведение. Осознание ребёнком себя как представителя определённого пола, усвоение образцов поведения, характерных для мужчин и женщин, включается в общий процесс социализации дошкольника. Формирование половой идентичности является результатом сложного процесса, соединяющего онтогенез, половую социализацию и развитие самосознания.
Проблема полоролевой социализации включает в себя вопрос формирования психологического пола ребенка, психических половых различий и половой дифференциации.
Целью полоролевого воспитания является помощь ребенку в овладении культурой взаимоотношений между полами. Необходимо привить малышу доброту, взаимоуважение по отношению к представителям другого пола. Кроме того, в процессе полоролевого воспитания ребенок приобретает адекватную модель поведения, которая соответствует его полу, и начинает осознавать роль женщин и мужчин в жизни общества.
Главное в полоролевом воспитании дошкольников – формирование начал мужественности и женственности и первых семейных отношений, а также доброжелательное взаимодействие с представителями другого пола. Незнание ранних этапов полоролевой социализации мешает коррекции полоролевого развития детей. Половая социализация и развитие полового самосознания начинается со второго года жизни. Полоролевое воспитание детей дошкольного возраста осуществляется по типу подражания родителю свого пола и отожествлению себя с ним. Мальчик видит в своем отце образец для своего поведения в роли мужчины, а в матери видит образ своей будущей супруги. Также и для девочки мать является образцом поведения, а прообразом будущего мужа является отец. Отношения, которые складываются между родителями, служат ребенку моделью отношений между полами. Следовательно, идеальным вариантом для полноценного полоролевого развития ребенка является полная семья, в которой ценятся любовь, доброта и взаимоуважение между супругами. Никакие педаго-гические усилия не принесут пользы, если сами родители ребенка не будут соответствовать идеальному образу мужчины и женщины. Мальчик должен расти мужественным, а девочка - женственной, поэтому родителям ребенка следует проявлять эти качества как образец для подражания.
3. Сам ребенок сначала учится различать образцы поведения, соответствующие каждому полу. Затем распространяет этот опыт на новые ситуации и наконец, выполняет соответствующие правила. В процессе полоролевой идентификации ребенок имеет перед собой образ типичного мужчины или женщины. Мужчина – это сила, храбрость, уверенность в собственных силах, решительность, а если женщина – мягкость, склонность полагаться на других, повышается эмоциональность, чувствительность, разговорчивость.
4. Пол - первая категория, в которой ребёнок осмысливает себя как индивидуальность. Понятие «пол» рассматривается как совокупность телесных, физиологических, поведенческих и социальных признаков, на основании которых индивида считают мальчиком или девочкой (Д.В.Колесов (1986), М.С.Стрелова (2000). Термин «гендер» подразумевает пол социальный. А психологический пол – это личностная характеристика человека. В него входят система потребностей, мотивов, ценностных ориентаций, характеризующая представления о себе как представителе определенного пола, а также соответствующих способов поведения. Речь идет о том, кем дошкольник будет, когда вырастет, о ценностных ориентирах мальчиков и девочек, в предпочтении видов деятельности, характерных для пола, в мечтах о будущем, а также в половой консолидации со сверстниками своего пола в группе д/с. В формировании психического пола, также важна роль семьи.
5. Понятие «полоролевое поведение» ребёнка дошкольного возраста, понимается как особая модель социального взаимодействия, ориентированная на эталоны мужского и женского поведения и отражающая систему представлений ребёнка о своём половом образе и способы взаимоотношений со сверстниками (мальчиками и девочками) в различных реальных и игровых ситуациях. Формирование полоролевого поведения дошкольников определяется во многом педагогическими условиями и методикой использования сюжетно-ролевых игр.
Поведение является важным фактором, связывающим ребенка с окру-жающей действительностью, оно оказывает влияние на формирование и развитие социальных качеств личности. Усвоение социального опыта происходит через взаимодействие ребенок – взрослый, в котором каждый оказывает влияние на поведение другого. Ребенок постоянно наблюдает, имитирует и моделирует отношения, поведение и деятельность окружающих его взрослых. Признаки полоролевого поведения мы наблюдаем, когда дети выбирают игры и игрушки, демонстрируют стиль поведения, выбирают партнеров по общению, особенности взаимодействия друг с другом и со взрослыми. Мальчикам и девочкам нужно помочь в том, чтобы они поняли свое различное биологическое предназначение. Родители не должны требовать от мальчиков и девочек одинакового поведения. Оно должно соот-ветствовать полу ребенка.
Работа по формированию полоролевого поведения нацелена на ознакомление детей с качествами мужественности и женственности, проявлениями и предпочтениями мужчин и женщин в разных видах деятельности, их ролями в семье, на формирование навыков и умений поведения, а также выработку отношения детей к понятиям красоты, любви, доброжелательных отношений и формирование этих отношений между девочками и мальчиками в группе.
Три этапа в полоролевом развитии ребенка:
- осуществлении половой идентификации;
- формирование половых предпочтений на основе знаний, в чем заключаются различия в поведении людей разного пола;
- овладение поведением в соответствии с полоролевыми стандартами и формирование некоторых психических половых особенностей.
Таким образом, полоролевое поведение формируется в результате тесного взаимодействия биологических, психологических факторов, а также социальной среды, в которой растет ребенок. И только от родителей зависит, будут ли их дети в будущем заботиться о близких, понимать, выслушивать их.
Социальная зрелость старшего дошкольника – это такой уровень социально-личностного развития, когда поведение и деятельность целенаправленны и ориентированы на социальные требования и правила, общечеловеческие ценности (познания, добра, красоты, справедливости). Мы педагоги уже в дошкольном возрасте должны обратить внимание на такие аспекты в воспитании, как познание другого человека (взрослого, сверстника), способность понять его особенности, интересы, потребности; увидеть возникшие перед ним трудности; заметить изменения настроения, эмоционального состояния. Привлечение родителей к активному участию в воспитательно-образовательном процессе способствует укреплению связи между ДОУ и семьей по вопросу полоролевой социализации.
Таким образом, половая дифференциация осуществляется благодаря генному наследию ребенка, с помощью научения и воспитания. Благодаря накопления самостоятельного и социального опыта с помощью взрослых дошкольник становится все более независимым от взрослого, более самостоятельным в своем поведении, не нуждающимся в постоянной опеке и помощи, действующим целенаправленно и осознанно, понимая и оценивая результаты и последствия своих действий. Все это способствует успешной подготовке ребенка к обучению в школе, а позднее – к взрослой жизни. Из этого следует, что именно в дошкольном возрасте закладываются основы социальной зрелости (компетентности) ребенка, определяя развитие и успешную адаптацию в меняющемся социуме.
Гендерные особенности детей старшего дошкольного возраста в ус-ловиях традиционного и развивающего воспитания.
На базе ДОУ №28 «Хрусталик» г. Волжска с 2009 по 2011г.г. функционировала республиканская экспериментальная площадка «Условия полоролевой социализации старших дошкольников в образовательном процессе ДОУ». В результате реализации проекта:
- создана и адаптирована парциальная программа «Полоролевая социализация детей старшего дошкольного возраста в образовательном процессе ДОУ»;
- обоснованы эффективные формы работы ДОУ с семьями детей, посещающих учреждение;
- определены критерии и показатели для оценки результативности осуществления полоролевой социализации старших дошкольников в образовательном процессе ДОУ;
- разработаны методические рекомендации по успешной полороле-вой социализации детей старшего дошкольного возраста, позволяющие педагогам ДОУ и родителям целенаправленно и в комплексе решать проблему успешности полоролевого поведения.
В эксперименте в качестве испытуемых выступили: одна эксперимен-тальная группа ДОУ № 28 «Хрусталик» г.Волжска численностью 13 детей - из них - /8 девочек и 5 мальчиков/, а также одна контрольная группа ДОУ № 20 «Чебурашка» г.Волжска, где было обследовано 13 детей /7 девочек, 6 мальчиков/.
Выявить уровень сформированности навыков социальной компетенции в гендерном аспекте у детей старшего дошкольного возраста, а также педа-гогов и родителей позволил специально подобранный комплекс следующих психодиагностических методик:
- Диагностика уровня социализации мальчиков и девочек. И.П. Шелухина
- Методика «Цветик-восьмицветик» С.В. Велиева
- Методика «Нарисуй себя». А.А. Реан
- Методика «Рисунок семьи» П. Хоментаускас
Проведено анкетирование:
- Анкетирование педагогов «Личностно-профессиональные ценности педагога».
- Анкетирование родителей «Важные ценности для родителей»
- Анкетирование родителей «Самооценка уровня родительской компетентности».
Применялся метод беседы и интервью:
- Метод беседы. Г.А. Урунтаева, Ю.А. Афонькина.
- Интервью «Кто ты?» Н.Е. Татаринцева.
- Методика «Интервью с ребенком» А.И. Захаров
Реализация программы позволила удовлетворить потребности ребенка старшего дошкольного возраста:
- в полноценном развитии как личности;
- в помощи вхождения в современный мир;
- в приобщении к человеческим ценностям.
Благодаря созданным условиям в ДОУ и семье для социально-личностного развития, у детей:
- сформировался целостный положительный взгляд на взаимоотно-шения с окружающими (обогатился социальный опыт, опыт коммуникативного взаимодействия; дети получили навыки адекватного поведения в окружающем мире);
- сформировались полоролевые позиции, положительное отношение к своему полу и здоровью.
Таким образом, по результатам эксперимента, наметилась положительная динамика по показателям социализации мальчиков и девочек. У детей расширился кругозор, увеличился объем знаний о профессиональной деятельности взрослых, повысился интерес к близким людям и сверстникам. Обогатились имеющиеся у них знания, увеличились возможности реализации их в игровом плане и в реальном взаимодействии дошкольников с окружающими людьми разного пола, со сверстниками противоположного пола.
В дошкольном возрасте половая дифференциация осуществляется с по-мощью научения и воспитания. У детей формируется система потребностей, интересов, ценностей и определенных способов поведения, характерных для того или иного пола, а также намечаются различия у мальчиков и девочек в некоторых их личностных качествах и формируются первые представления о своем «Я», от которых будет зависеть: формирование личности; уверенности в себе; эффективность общения с людьми; благополучие отношений в семье.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
- Еремеева В.Д., Хризман Т.Л. Мальчики и девочки - два разных мира. Москва, 1998.
- Психология детства. Практикум. Тесты, методики для психологов, педагогов, родителей. Под редакцией члена корреспондента РАО А.А. Реана – СПб.: «прайм-ЕВРО-ЗНАК», 2003. -62с.
- Репина Т.А. Социально-психологическая характеристика группы детского сада. М. 1988. 230 с.
- Татаринцева Н.Е. Полоролевое воспитание дошкольников в условиях ДОУ. Учебно-практическое пособие.-М.: Центр педагогического образования, 2008-47с.
- Шелухина И.П. Мальчики и девочки: Дифференцированный подход к воспитанию детей старшего дошкольного возраста. ---М.:ТЦ Сфера, 2006. (Программа развития). с-22.