Психолого-педагогические проблемы модернизации системы повышения квалификации: вызовы современности и поиск инновационных моделей развития образования: Материалы XVIII республиканской научно-практической конференции (по итогам НИР Марийского института образования) –Йошкар-Ола: ГБОУ ДПО ПК (С) «Марийский институт образования», 2012.Ч.2. -133-135с.
В условиях модернизации российского образования создаются новые образовательные программы, позволяющие обеспечить вариативность воспитательно-образовательного процесса, ориентированного на полоролевую социализацию ребенка и запросы его семьи.
В настоящее время перед образовательными учреждениями стоят важнейшие задачи:
- переосмысление сущности процесса образования,
- поиск новых подходов к воспитанию человека, способствующих наиболее полному его развитию, в том числе и как представителя определенного пола.
На базе ДОУ №28 «Хрусталик» г. Волжска с 2009 по 2011г.г. функ-ционировала республиканская экспериментальная площадка «Условия полоролевой социализации старших дошкольников в образовательном процессе ДОУ». В результате реализации проекта:
- создана и адаптирована парциальная программа «Полоролевая социализация детей старшего дошкольного возраста в образовательном процессе ДОУ;
- обоснованы эффективные формы работы ДОУ с семьями детей, по-сещающих учреждение;
- определены критерии и показатели для оценки результативности осуществления полоролевой социализации старших дошкольников в образовательном процессе ДОУ;
- разработаны методические рекомендации по успешной полоролевой социализации детей старшего дошкольного возраста, позволяющие педагогам ДОУ и родителям целенаправленно и в комплексе решать проблему успешности полоролевого поведения.
В нормативных документах к системе дошкольного образования сформулирован социальный заказ, который заключается в том, что результатом деятельности ДОУ являются не только знания, умения, навыки выпускников, но гражданские, социальные, коммуникативные, интеллектуальные компетенции. Это заказ на психологически здоровую личность, формирующуюся в процессе полоролевой социализации.
Последние годы в педагогике появились новые проблемы в воспита-нии детей: социализация (социальная компетентность дошкольника); полоролевая социализация; идентификация личности ребенка; психологический пол ребенка; формирование полоролевого поведения ребенка; отношения между полами. Сегодня существует проблема социального вхождения ребенка в то общество, в котором ему предстоит жить и развиваться как личность. Взрослые могут сформировать социальную компетентность дошкольника, достаточно обеспечить ему в ДОУ знания, умения, навыки, для выполнения обязанностей, соответствующих данному жизненному периоду.
В эксперименте в качестве испытуемых выступили: одна эксперимен-тальная группа ДОУ № 28 «Хрусталик» г.Волжска численностью 13 де-тей - из них - /8 девочек и 5 мальчиков/, а также одна контрольная группа ДОУ № 20 «Чебурашка» г.Волжска, где было обследовано 13 детей /7 девочек, 6 мальчиков/.
Выявить уровень сформированности навыков социальной компетенции в гендерном аспекте у детей старшего дошкольного возраста, а также педагогов и родителей позволил специально подобранный комплекс следующих психодиагностических методик:
- Диагностика уровня социализации мальчиков и девочек. И.П. Шелухина
- Методика «Цветик-восьмицветик» С.В. Велиева
- Методика «Нарисуй себя». А.А. Реан
- Методика «Рисунок семьи» П. Хоментаускас
Проведено анкетирование:
- Анкетирование педагогов «Личностно-профессиональные ценности педагога».
- Анкетирование родителей «Важные ценности для родителей»
- Анкетирование родителей «Самооценка уровня родительской компетентности».
Применялся метод беседы и интервью:
- Метод беседы. Г.А. Урунтаева, Ю.А. Афонькина.
- Интервью «Кто ты?» Н.Е. Татаринцева.
- Методика «Интервью с ребенком» А.И. Захаров
Реализация программы позволила удовлетворить потребности ребенка старшего дошкольного возраста:
- в полноценном развитии как личности;
- в помощи вхождения в современный мир;
- в приобщении к человеческим ценностям.
- Благодаря созданным условиям в ДОУ и семье для социально-личностного развития, у детей:
- сформировался целостный положительный взгляд на взаимоотношения с окружающими (обогатился социальный опыт, опыт коммуникативного взаимодействия; дети получили навыки адекватного поведения в окружающем мире);
- сформировались полоролевые позиции, положительное отношение к своему полу и здоровью.
Таким образом, по результатам эксперимента, наметилась положительная динамика по показателям социализации мальчиков и девочек. У детей расширился кругозор, увеличился объем знаний о профессиональной деятельности взрослых, повысился интерес к близким людям и сверстникам. Обогатить имеющиеся у них знания, увеличились возможности реализации их в игровом плане и в реальном взаимодействии дошкольников с окружающими людьми разного пола, со сверстниками противоположного пола.
В дошкольном возрасте половая дифференциация осуществляется с помощью научения и воспитания. У детей формируется система потребностей, интересов, ценностей и определенных способов поведения, характерных для того или иного пола, а также намечаются различия у мальчиков и девочек в некоторых их личностных качествах и формируются первые представления о своем «Я», от которых будет зависеть: формирование личности; уверенности в себе; эффективность общения с людьми; благополучие отношений в семье.
Список источников.
- Алешина Ю.Е., Волович А.С. Проблемы усвоения ролей мужчины и женщины. «Вопросы психологии» № 4, 1991.
- Арутюнова Л.А. Пути и средства воспитания мальчиков и девочек в семье (на материале Армянской ССР). М., 1988.
- Бендас.Т.В. Гендерная психология. Учебное пособие.-СПб.: Питер 2006.
- Репина Т.А. Роль половых психических особенностей в становлении личности ребенка // Как помочь ребенку войти в современный мир? / Под ред. Т.В. Антоновой. М.,1995.