Татаринцева Нина Евгеньевна «ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ И ПРАКТИКА ПОЛОРОЛЕВОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА» Ростов-на-Дону – 2011г.
Автор исследования выявил динамику полоролевого развития в дошкольном возрасте, выделяя ряд последовательных и закономерных этапов становления половой роли (идентичности). К полутора годам у малыша формируется первичная половая идентичность, половая дифференциация по внешним признакам (И.И.Белкин, Д.Н.Исаев, В.Е.Каган, И.С.Кон, М.И.Лисина, А.И.Сильвестру, П.Р.Чамата и др.). Согласно общей позиции отечественных исследователей в области психологии и педагогики пола (Д.Н. Исаева, Л.В.Ильченко, В.Е. Кагана, Т.А Репиной, И.С. Кона и др.), механизмами полоролевого развития выступают: подражание, процесс идентификации, моделирование, наблюдение за поведением людей, самостоятельное активное накопление информации о половых ролях. К трем годам ребенок овладевает категорией «Я», которая сливается с осознанием своей половой принадлежности, то есть формируется базовая половая идентичность. Возраст 3-4 года многие исследователи считают наиболее сенситивным для закрепления правильной ориентации и регуляции поведения по женскому или мужскому типу (И.С. Кон, В.Е. Каган, М.И.Менчинская, В.С.Мухина, А.А.Фролова и т.п.). По мнению большинства исследователей (З.Фрейд, Л.С.Выготский, А.И.Захаров, Д.Н.Исаев, Л.В.Ильченко, В.Е.Каган, И.С.Кон, Е.В. Лекторская, В.С.Мухина, В.А.Петровский, Т.А.Репина, А.А.Чекалина, Т.А. Юферева, С.Б. Данилюк и др.), основным механизмом генезиса полового самосознания мальчиков и девочек является половая идентификация как эмоционально-познавательная ориентация на близких взрослых и сверстников своего пола. С пяти-шести лет половая идентификация с родителями своего пола обретает характер ролевой идентификации (А.И. Захаров). Мотивационный механизм ролевой идентификации с родителями того же пола заключается в потребности исполнения полотипизированной роли в общении со сверстниками, то есть в стремлении соответствовать образцам адекватному полу поведения с тем, чтобы быть принятым среди сверстников и чувствовать себя компетентным и уверенным в их среде. В шесть-семь лет наблюдается усиление половой дифференциации, интересов, деятельности и установок (И.С. Кон). Автором исследования рассматриваются педагогические условия объединения детей в разнополые сообщества, что обеспечивает овладение детьми стереотипами «мужественности» («женственности»).
В диссертации проводится анализ исследований, посвященных психологическим и физиологическим особенностям детей разного пола. Различия между мальчиками и девочками дошкольного возраста в способностях, поведении, игровой деятельности, межличностных отношениях рассматриваются как комплексная психофизиологическая проблема, включающая в себя биологические, психологические и социальные аспекты (В.Д.Еремеева, Е.П.Ильин, Д.В.Колесов, И.С.Кон, В.С.Мухина, Т.А.Репина, Т.П.Хризман и др.). Выявлены различия между мальчиками и девочками: в интеллектуальных, пространственных, сенсорно-перцептивных, креативных, вербальных способностях (А.В.Ассовская, В.Ф.Коновалов, Я.И.Михайлова, Л.А.Цветкова, Т.Г.Яничева и др.; в проявлении эмоциональных типов (В.В.Абраменкова, В.Д.Еремеев, Т.П.Хризман); игровой активности (Т.А.Репина, И.В.Тельнюк, А.Г.Хрипкова). В диссертации делается вывод, что знание психофизиологических особенностей детей разного пола способствует грамотному и своевременному содействию развитию ребенка как представителя пола, осуществлению дифференцированного подхода к воспитанию и обучению мальчиков и девочек.
Статьи, опубликованные в журналах согласно списку ВАК:
1. Татаринцева Н.Е. Теория полоролевого воспитания детей дошкольного возраста [Текст] /Н.Е.Татаринцева //Известия Южного федерального университета. Педагогические науки. – 2008. – № 1–2. – С. 80–90.
2. Татаринцева Н.Е. Педагогические условия полоролевого воспитания дошкольников в семье [Текст] /Н.Е.Татаринцева //Известия Южного федерального университета. Педагогические науки. – 2008. – № 5. – С. 89–95.
3. Татаринцева Н.Е. О целях и ценностях полоролевого воспитания дошкольников [Текст] /Н.Е.Татаринцева //Известия Южного федерального университета. Педагогические науки. – 2008. – № 6. – С. 90–97.
4. Татаринцева Н.Е. О полоролевом воспитании дошкольников в контексте современной педагогической реальности [Текст] /Н.Е.Татаринцева //Дошкольное воспитание. – 2009. – № 3. – С. 28–33.
5. Татаринцева Н.Е. О полоролевом воспитании мальчиков и девочек: технологический компонент [Текст] /Н.Е.Татаринцева // Дошкольное воспитание. – 2009. – № 6. – С.
6. Татаринцева Н.Е. Теоретико-методологические основы полоролевого воспитания детей дошкольного возраста [Текст] / Н.Е.Татаринцева // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. – 2009. – № 10. – С. 118–128.
7. Татаринцева Н.Е. Концепция полоролевого воспитания детей дошкольного возраста [Текст] /Н.Е.Татаринцева //Сибирский педагогический журнал. – 2009. – № 1. – С. 174–182.
8. Татаринцева Н.Е. Модель пространства полоролевого воспитания детей дошкольного возраста [Текст] /Н.Е.Татаринцева // Известия Уральского отделения Российской академии образования. – Екатеринбург, 2010. – № 6. – С. 93–101.
9. Татаринцева Н.Е. Методологические подходы к полоролевому воспитанию детей дошкольного возраста [Текст] /Н.Е.Татаринцева// Известия Южного федерального университета. Педагогические науки. – 2010. – № 7. – С. 49–59.
Учебно-методические работы:
1. Татаринцева Н.Е. Содержание и методическое обеспечение парциальной программы «Мы – мальчики, Мы – девочки» [Текст] /Н.Е.Татаринцева //Моделирование образовательного пространства: Межвуз. сб. науч. трудов /под общ. ред. Р.М. Чумичевой. – Ростов н/Д: РГПУ, 1998. – Вып. 1. – С. 136–145.
2. Татаринцева Н.Е. Воспитание полоролевого поведения дошкольников: Мир мальчика и девочки. Программа [Текст] /Н.Е.Татаринцева. – Ростов н/Д: РГПУ, 2002. – 59 с.
3. Введение в профессионально-педагогическую специальность. Программа курса [Текст] /Н.Е.Татаринцева, Л.Е.Агафонова. – Персиановский: ДонГАУ, 2005. – 42 с.
4. Татаринцева Н.Е. Полоролевое воспитание дошкольников на основе народных традиций [Текст]: учебное пособие /Н.Е.Татаринцева. – М.: Педагогическое общество России, 2007. – 90 с.
5. Татаринцева Н.Е. Полоролевое воспитание дошкольников в условиях ДОУ [Текст]: учебно-практическое пособие /Н.Е.Татаринцева. – М.: Педагогическое общество России, 2007. – 142 с.
6. Татаринцева Н.Е. Полоролевое воспитание дошкольников на основе народных традиций [Текст]: учебное пособие /Н.Е.Татаринцева. 2-е изд., испр. и доп. – М.: Центр педагогического образования, 2008. – 93 с.
7. Татаринцева Н.Е. Полоролевое воспитание дошкольников в условиях ДОУ [Текст]: учебно-практическое пособие / Н.Е.Татаринцева. 2-е изд., испр. и доп. – М.: Центр педагогического образования, 2008. – 144 с.
8. Татаринцева Н.Е. Взаимодействие дошкольного образовательного учреждения с молодой семьей как условие воспитания мальчиков и девочек [Текст] //Современная семья и ее ценности: учебно-методическое пособие / под общ. ред. Р.М. Чумичевой, А.А. Раджабова. – Махачкала: Овчинников, 2009. – С. 181–216.
Научные статьи и тезисы, опубликованные в международных, российских и региональных периодических изданиях, вузовских журналах и сборниках:
1. Татаринцева Н.Е. Теоретические и экспериментальные подходы к проблеме формирования полоролевого поведения детей младшего дошкольного возраста [Текст] / Н.Е.Татаринцева //Сборник научных работ аспирантов и молодых преподавателей. – Ростов н/Д: РГПУ, 1996. – Ч. 1. – С. 76–82.
2. Татаринцева Н.Е. Проблема дифференцированного подхода к воспитанию детей разного пола в истории педагогики [Текст] /Н.Е. Татаринцева //Сборник научных работ аспирантов и молодых преподавателей. – Ростов н/Д: РГПУ, 1997. – Ч. 1. – С. 13–17.
3. Татаринцева Н.Е. Учет разнополовых особенностей в коррекции и развитии взаимоотношений мальчиков и девочек [Текст] /Н.Е.Татаринцева //Региональные подходы к моделированию коррекционной работы в ДОУ. – Ростов н/Д, 1999. – С. 52–56.
4. Татаринцева Н.Е. Проблемы полоролевой социализации мальчиков и девочек [Текст] /Н.Е.Татаринцева //Современные проблемы дошкольного образования в Южно-Российском регионе на пути в XXI век: материалы научно-практической конференции, посвященной 90-летию со дня рождения З.В. Лиштван и 70-летию РГПУ. – Ростов н/Д: РГПУ, 2000. – С. 135–139.
5.Татаринцева Н.Е. Многонациональная колыбельная поэзия как средство воспитания мальчиков и девочек [Текст] /Н.Е.Татаринцева //Славянский педагогический Собор. Тезисы докладов I Международного конгресса (Тирасполь, 26–29 июня 2002 г.). – Бендеры: Полиграфист, 2002. – С. 133-135.
6. Татаринцева Н.Е. Дифференциальная психология и физиология мальчиков и девочек [Текст] / Н.Е.Татаринцева //Наука и образование. –2004. – № 1. – С. 96–105.
7. Татаринцева Н.Е. Формирование полоролевых ориентаций и ценностей в дошкольном детстве [Текст] /Н.Е.Татаринцева //Материалы межрегиональной научно-практической конференции «Социально-психологические аспекты формирования личности». – Шадринск: ШГПИ, 2004. – С. 108–112.
8. Татаринцева Н.Е. Педагогические условия воспитания женственности у девочек дошкольного возраста [Текст] /Н.Е.Татаринцева //Материалы конференции «Воспитание гражданина, человека культуры и нравственности как условие конструктивного развития современной России». – Ростов н/Д: РГПУ, 2004. – С. 126–131.
30. Татаринцева Н.Е. Подготовка будущих педагогов к работе по полоролевому воспитанию дошкольников [Текст] /Н.Е.Татаринцева //Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции «Проблемы современной педагогики и системы образования» /под ред. С.Н. Бегидовой. – Майкоп: Изд-во АГУ, 2004. – Т. 2. – С. 89–91.
9. Татаринцева Н.Е. Взаимодействие детского сада с молодой семьей как условие повышения педагогической грамотности родителей [Текст] /Н.Е.Татаринцева //Материалы XII Международной конференции «Ребенок в современном мире. Семья и дети». – СПб.: Изд-во Политех. ун-та, 2005. – С. 336–338.
10. Татаринцева Н.Е. Влияние средств массовой коммуникации на полоролевое развитие дошкольников [Текст] /Н.Е.Татаринцева //Детский сад от А до Я. – 2005. – № 4. – С. 84–90.
11. Татаринцева Н.Е. Семья – главный институт полоролевой социализации и воспитания личности в народной педагогике [Текст] /Н.Е.Татаринцева //Материалы Международной научно-практической конференции памяти П.И.Петренко «Проблемы семьи и семейной педагогики: теория и практика, история и современность» / под ред. А.В.Бабаян, А.Ю.Гранкина. – Пятигорск: ПГЛУ, 2005. – С. 177–179.
12. Татаринцева Н.Е. Использование народных традиций в полоролевом воспитании дошкольников [Текст] /Н.Е.Татаринцева //Детский сад от А до Я. – 2006. – № 1. – С. 107–114.
13. Татаринцева Н.Е. Родительская любовь как основа воспитания мужского и женского начала у дошкольников [Текст] /Н.Е.Татаринцева //Материалы Десятых Димитриевских образовательных чтений «Служение народу и отечеству – подвиг благочестия». – Ростов н/Д, 2005. – С. 173–178.
14. Татаринцева Н.Е. Генезис идеи полоролевого воспитания дошкольников и ее реализация в историко-педагогической мысли России [Текст] /Н.Е.Татаринцева// Гуманитарные и социально-экономические науки. – 2006. – № 2. – С. 139–143.
15. Татаринцева Н.Е. Идеалы и ценности полоролевого воспитания в исторической ретроспективе [Текст] /Н.Е.Татаринцева //Наука и образование. – 2005. – № 4. – С. 12–16.
16. Татаринцева Н.Е. Феномен полоролевого воспитания в контексте современной педагогической реальности [Текст] /Н.Е.Татаринцева //Известия АМИ /Южное отделение РАО; Международная славянская академия им. Я.А.Коменского; РГПУ. – 2005. – № 2. – С. 29–31.
17. Татаринцева Н.Е. Социогенетические основания половозрастных различий детей дошкольного возраста [Текст] /Н.Е.Татаринцева //Гуманитарные и социально-экономические науки. – 2006. – № 3. – С. 185–189.
18. Татаринцева Н.Е. Особенности развития половой идентификации в дошкольном детстве [Текст] /Н.Е.Татаринцева //Наука и образование. – 2006. – № 2. – С. 66–73.
19. Татаринцева Н.Е. Сущность и психологические механизмы полоролевого воспитания дошкольников в современной социокультурной ситуации [Текст] /Н.Е.Татаринцева //Наука и образование. – 2006. – № 3. –С. 30–38.
20. Татаринцева Н.Е. Формирование опыта самопознания будущих педагогов как условие качества полоролевого воспитания дошкольников [Текст] /Н.Е.Татаринцева //Актуальные проблемы современного профессионального образования: материалы конференции, проводимой в рамках международного конгресса «V Славянские педагогические чтения». – М.: Педагогика, 2006. – С. 178–184.
21. Татаринцева, Н.Е. Полоролевое воспитание дошкольников в многонациональных группах детского сада [Текст] /Н.Е.Татаринцева //Детский сад от А до Я. – 2006. – № 6. – С. 117–130.
22. Татаринцева Н.Е. Русская философская традиция – культурологическое основание теории полоролевого воспитания [Текст] /Н.Е.Татаринцева //Известия Волгоградского государственного технического университета: межв. сб. науч. статей. – Волгоград: ВолгГТУ, 2007. – № 7 (33). – С. 62–65.
23. Татаринцева Н.Е. Ведущие тенденции и перспективы развития концепции полоролевого воспитания дошкольников [Текст] /Н.Е.Татаринцева //Воспитание гражданина, человека культуры и нравственности – основа социальной технологии развития современной России: материалы Международного педагогического форума. – Ростов н/Д: Изд-во РГПУ, 2006. –С. 130–136.
24. Татаринцева Н.Е. Особенности эмоционального развития мальчиков и девочек [Текст] /Н.Е.Татаринцева //Детский сад от А до Я. – 2007. – № 1. – С. 25–32.
25. Татаринцева Н.Е. Состояние теории и практики полоролевого воспитания детей дошкольного возраста в России [Текст] /Н.Е.Татаринцева //Гуманитарные и социально-экономические науки. – 2006. – № 8. – С. 134–138.
26. Татаринцева Н.Е. Поликультурная направленность содержания полоролевого воспитания дошкольников [Текст] /Н.Е.Татаринцева //Сборник докладов конференции, посвященной Дню российской науки. – Ростов н/Д: ИПО ПИ ЮФУ, 2007. – С. 25–36.
27. Татаринцева Н.Е. Специфика построения социокультурного пространства полоролевых отношений в дошкольном учреждении [Текст] /Н.Е.Татаринцева //Материалы Международной научно-практической конференции, посвященной 135-летию МГПУ «Традиции и инновации в дошкольном образовании». – М.: Том, 2007. – С. 177–179.
28.Татаринцева Н.Е. Состояние полового воспитания детей и подростков за рубежом [Текст] /Н.Е.Татаринцева //Развитие личности в образовательных системах Южно-Российского региона: материалы докладов XIV годичного собрания Южного отделения РАО и XXVI психолого-педагогических чтений Юга России. – Ростов н/Д: Изд-во ПИ ЮФУ, 2007. – Ч. 4. – С. 89–95.
29. Татаринцева, Н.Е. Личностно ориентированные технологии полоролевого воспитания дошкольников [Текст] /Н.Е.Татаринцева //Мир детства и образование: сборник материалов международной научно-практической конференции. – Магнитогорск: МаГУ, 2007. – С.74–79.
30. Татаринцева Н.Е. Ценностно-смысловая специфика процесса полоролевого воспитания дошкольников [Текст] /Н.Е.Татаринцева //Международная научно-практическая конференция «Современное общество: проблемы и направления развития». – Ростов н/Д: Изд-во СКНЦ ВШ ЮФУ АПСН, 2007. – С. 177–179.
31. Татаринцева Н.Е. Проектирование культуросообразной технологии полоролевого воспитания детей предшкольного возраста [Текст] /Н.Е.Татаринцева //Материалы международной конференции «Предшкольное образование – проблемы и перспективы развития». – Ростов н/Д: ИПО ПИ ЮФУ, 2007. – С. 347–353.
32. Татаринцева Н.Е. Из чего же, из чего же сделаны наши мальчишки? [Текст] /Н.Е.Татаринцева //Деточки. – 2007. – № 9. – С. 25–31.
33. Татаринцева Н.Е. Управление процессом полоролевого воспитания детей в условиях дошкольного образовательного учреждения [Текст] /Н.Е.Татаринцева //Известия Южного федерального университета. – 2007. – № 4. – С. 91–97.
34. Татаринцева, Н.Е. Организация самостоятельной деятельности детей в семье как условие формирования мужественности и женственности у дошкольников [Текст] /Н.Е.Татаринцева //Детский сад от А до Я. – 2008. –№ 1. – С. 116–124.
35. Татаринцева Н.Е. Культурологические аспекты формирования полоролевой культуры дошкольников [Текст] /Н.Е.Татаринцева //Материалы VI Международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы дошкольного образования: социокультурная компетентность детей в период детства». – Челябинск: ИИУМЦ «Образование», 2008. – С. 166–174.
36. Татаринцева Н.Е. Игра-драматизация как условие приобщения дошкольников к семейным ценностям [Текст] /Н.Е.Татаринцева //Детский сад от А до Я. – 2008. – № 4. – С. 43–50.
37. Татаринцева Н.Е. Культуросообразная модель полоролевого воспитания дошкольников [Текст] / Н.Е. Татаринцева //Развитие личности в образовательных системах Южно-Российского региона: материалы докладов XXVII психолого-педагогических чтений Юга России. – Ростов н/Д: Изд-во ИПО ПИ ЮФУ, 2008. – Ч. 4. – С. 68–75.
38. Татаринцева Н.Е. Воспитательное пространство как среда становления полоролевого опыта ребенка [Текст] /Н.Е.Татаринцева //Воспитание гражданина, человека культуры и нравственности – основа социальной технологии развития современной России: материалы Международного педагогического форума. – Ростов н/Д: ИПО ПИ ЮФУ, 2008. – Ч. 2. – С. 231–238.
39. Татаринцева Н.Е. Пространство полоролевого воспитания ребенка в дошкольном образовательном учреждении [Текст] /Н.Е.Татаринцева //Муниципальное воспитательное пространство в парадигме личностно ориентированного образования: материалы всероссийской научно-практической конференции /под ред. Г.Ф.Гребенщикова. Таганрог: Изд-во МП «ЦРЛ», 2008. – С. 79–87.
40. Татаринцева Н.Е. Поликультурный диалог как составляющая содержания полоролевого воспитания дошкольников [Текст] /Н.Е.Татаринцева //Развитие личности в образовательных системах Юга России, Центральной Азии и Казахстана: материалы докладов XXVIII международных психолого-педагогических чтений. – Ч. IV. – Ростов н/Д: ИПО ПИ ЮФУ, 2009. – Ч. 4. –С. 197-203.
41. Татаринцева Н.Е. Моделирование пространства полоролевого воспитания в условиях дошкольного образовательного учреждения [Текст] /Н.Е.Татаринцева //Мир детства и образование: сборник материалов III Международной научно-практической конференции. – Магнитогорск: МаГУ, 2009. – С. 193–207.
42. Татаринцева Н.Е. Концептуальные идеи полоролевого воспитания дошкольников в социокультурном пространстве ДОУ [Текст] / Н.Е.Татаринцева //Материалы XVI Международной конференции «Ребенок в современном мире. Детство и социокультурная прогностика». – СПб.: Изд-во политехн. ун-та, 2009. – С. 466–473.
43. Татаринцева Н.Е. Ценность метода проектов в современном образовании [Текст] /Н.Е. Татаринцева //Инновационные технологии обучения в высшей школе: материалы докладов Всероссийской научно-практической конференции: в 2 ч. / под ред. М.Н.Берулавы. – Сочи: Изд-во Черноморской гуманитарной академии, 2009. – Ч. 2. – С. 334–341.
44. Татаринцева, Н.Е. Уберечь от беды [Текст] /Н.Е.Татаринцева //Деточки. – 2009. – № 10. – С. 45–52.
45. Татаринцева Н.Е. К проблеме сексуальной безопасности [Текст] /Н.Е. Татаринцева //Безопасность жизнедеятельности в современном мире: Образование как фактор защиты жизни и здоровья детей. – Ростов н/Д: ПИ ЮФУ, 2009. – С. 449–454.
46. Татаринцева Н.Е. Влияние социокультурного информационного фона на полоролевое развитие дошкольников [Текст] /Н.Е.Татаринцева //Детский сад от А до Я. – 2010. – № 2. – С. 30–37.
47. Татаринцева Н.Е. Приобщение мальчиков и девочек дошкольного возраста к ценностям русской традиционной культуры [Текст] /Н.Е.Татаринцева //Человек в мире культуры: духовно-нравственное воспитание и развитие: материалы докладов международного педагогического форума. – Ростов н/Д: ИПО ПИ ЮФУ, 2010. – С. 441–447.
48. Татаринцева, Н.Е. Полоролевое воспитание дошкольников: цели, задачи, технология [Текст] /Н.Е.Татаринцева //Дошкольное образование в XXI веке: материалы Международного научно-практического семинара (Волгоград, 17–19 мая 2010 г.). – Волгоград: Перемена, 2010. – С. 284–290.
49. Татаринцева Н.Е. Психофизиологические особенности мальчиков и девочек предшкольного возраста [Текст] /Н.Е. Татаринцева //Гуманизация образования в России: сборник материалов региональной научной интерактивной конференции. – Магнитогорск: МаГУ, 2010. – С. 332–339.
50. Татаринцева Н.Е. Формирование полоролевой компетентности родителей в условиях дошкольного образовательного учреждения [Текст] /Н.Е.Татаринцева //Развитие личности в образовательных системах: материалы докладов XXIX международных психолого-педагогических чтений. – Ростов н/Д: ИПО ПИ ЮФУ, 2010. – Ч. 2. – С. 204–210.