Главная | Регистрация | Вход | RSSПятница, 22.09.2017, 23:38

Педагог-психолог Фролова Р. М.

Меню сайта
Мини-чат
Статистика
Форма входа

Методики по изучению гендерной социализации старших дошкольников

Методики по изучению гендерной социализации старших дошкольников


I. Диагностика уровня социализации мальчиков и девочек.
Шелухина И.П. Мальчики и девочки: Дифференцированный подход к воспитанию детей старшего дошкольного возраста. ---М.:ТЦ Сфера, 2006. (Программа развития). с-22. 
Цель: выявление представлений о роли и занятости мужчин в семье; уточнение представлений о социальном статусе мужчины и женщины; определение уровня знаний об основных чертах и мужчин и женщин; изучение представлений о различиях мальчиков и девочек 

1. Выявление представлений о роли и занятости мужчины и женщины в семье
1.1. Сколько человек в твоей семье? 
1.2. Кто считается главой семьи? 
1.3. Кто в вашей семье решает, что нужно купить? 
1.4. К кому ты обратишься, чтобы тебе купили новую игрушку? 
1.5. Что делает в семье папа (мама)? 
1.6. Как мама заботится о членах семьи? 
1.7. Какие обязанности в семье имеет папа? 

2. Уточнение представлений о социальном статусе мужчины и женщины 
2.1. Кем работает папа (мама)? 
2.2. Что ты знаешь о профессии папы (мамы)? 
2.3. Какие орудия труда нужны папе (маме) для работы? 
2.4. Какие мужские (женские) профессии ты знаешь 

3.Определение уровня знаний об основных чертах и мужчин и женщин 
3.1. Каким должен быть мужчина? 
3.2. Какой должна быть женщина? 
3.3. Какие произведения ты знаешь, где говорится о смелых, сильных мужчинах? 
3.4.Какие произведения ты знаешь, где говорится о скромных, добрых, заботливых женщинах? 
3.5. На кого из литературных героев ты хочешь быть похожим, почему? 

4. Изучение представлений о различиях мальчиков и девочек, культуре общения 
4.1. С кем ты дружишь, почему? 
4.2. Кого ты не хотел бы принимать в игру? 
4.3. С кем ты иногда ссоришься, почему происходят эти ссоры? 
4.4. Каким должен быть мальчик (девочка), с которым тебе хотелось бы дружить? 
4.5. Какие правила отношений между мальчиками и девочками ты знаешь? 


II. Методика «Цветик-восьмицветик»
«Диагностика психических состояний детей дошк возр: Учебно-метод пособие. Сост.: Велиева. СПб: Речь, 2005. 128-129с. 
Цель: выявление отношения ребенка к членам семьи, их отношение к ребенку, основные психические состояния, испытываемые ребенком в семье. 
Материал: разноцветные лепестки (красного, желтого, зеленого, голубого, фиолетового, коричневого, серого, черного цветов), сердцевина цветка – белого цвета. Детали беспорядочно располагаются на белом фоне. Исследование проводится в форме игры – беседы. 

Инструкция: 
1. Выбери лепесток, который больше всего нравится тебе; 
2. Выбери лепесток, цвет которого, похож на маму; 
3. папу; 
4. брата; 
5. дедушку; 
6. бабушку. 

Необходимо следить, чтобы ребенок отбирал цвет лепестка не по цвету глаз, одежды и т.д., человека, о котором идет речь, а по своему отношению к нему. Фиксируется: цвет лепестка, кому он адресован, комментарии ребенка. Также анализируется расположение лепестка, выбранного ребенком для себя, по отношению к другим членам семьи. 

Желтый: «близко, рядом, вместе». Значимый человек, удовлетворяющий потребность в ласке, любви, признании. Признание его авторитета. Эмоциональная зависимость.

Красный: «Активное взаимодействие».
Веселый человек, склонный к активным действиям. Некоторая неровность, нестабильность в отношениях с ребенком, оценке его деятельности. 

Голубой, синий: «Рядом, но не всегда вместе». Нежелание конфликта с этим человеком. Совместные игры, интересы. 

Зеленый: «Надежда и опора». Ощущение удовлетворенности, спокойствия, защиты. 

Фиолетовый: Состояние, близкое к игнорированию данного лица. Безучастный член семьи, не обладающий авторитетом. 

Коричневый: Отстраненный член семьи. Злой, требовательный. Часто несправедливо наказывающий ребенка. 

Серый: Неэмоционален, угнетает активность ребенка. Самолюбив, критичен, придирчив к ребенку. 

Черный: Агрессивный. Возможны физические наказания, угрозы с его стороны, оскорбления. Устойчивый конфликт между ребенком и данным лицом. 


Ф.И. ребенка ___________________           

1. ________________ ________________ 
2. ________________ ________________ 
3. ________________ ________________ 
4. ________________ ________________ 
5. ________________ ________________ 
6. ________________ ________________ 
7. ________________ ________________ 
8. ________________ ________________ 



III. Методика «Нарисуй себя».
Психология детства. Практикум. Тесты, методики для психологов, педагогов, родителей. Под редакцией члена корреспондента РАО А.А. Реана – СПб.: «прайм-ЕВРО-ЗНАК», 2003. -62с. 
Модификация методики «Нарисуй себя» /выявление уровня самооценки ребенка. 
Альбомный лист складывается пополам, карандаши (черный, коричневый, красный, синий). 
1. сведения о ребенке. 
2. «плохой» мальчик 
3. «хороший» мальчик 
4. «я сам» 

1. Сначала нарисуй «плохого» мальчика (девочку) коричневым и черным карандашами.
Чем хуже мальчик (девочка), тем меньше должен быть рисунок.
Совсем 
«плохой» займет очень мало места. Но должно быть ясно, что это рисунок человека. 
2. А теперь нарисуй «хорошего» мальчика (девочку) красным и синим карандашами. Чем лучше будет мальчик (девочка), тем больше должен быть рисунок. Очень хороший займет весь листок. 
3. На этом листочке нарисуй себя можно использовать все четыре карандаша. 

Завышенная самооценка: выше 5 баллов 
Норма - адекватно позитивное отношение к себе: от 3 до 5 баллов 
Заниженная самооценка: ниже 3 баллов 


IV. Методика «Рисунок семьи» 
/Сост. Л.В. Огинец. СПб.:СПбГУ, ф-т психологии, 1992. 
Р. Бенс, С. Кауфман (1972г.) и П. Хоментаускас (1983г.) «Диагностика психических состояний детей дошк возр: Учебно-метод пособие. Сост.: Велиева. СПб: Речь, 2005. 172-176с. 
Модификация методики «Рисунок семьи» Г.Т. Хоментаускаса. 
Цель: выявление особенностей внутрисемейных отношений. 
1.  Кто нарисован? 
2.  Где находятся? Что они делают? 
3.  Им весело или скучно? Почему? 
4.  Кто самый счастливый? Почему? 
5.  Кто самый несчастный? Почему 
6.  Два билета в цирк. Кого позовешь с собой? 
7.  Семья идет в гости. Один остается дома. Кто? 
8.  Строишь дом из конструктора, тебе не везет. Кого позовешь? 
9.  На один билет меньше, чем членов семьи. Кто останется дома. 
10.Попал на необитаемый остров. С кем хотел бы там жить. 
11.Игра в лото. На одного челка больше. Кто не будет играть? 


V. Метод беседы. «Определение уровня социального развития детей». 
Г.А. Урунтаева, Ю.А. Афонькина. Практикум по детской психологии», -М.: «Просвещение», «Владос», 1995. 
1.  В какие игры ты любишь играть? 
2.  Есть ли у тебя любимые игрушки? 
3.  Какие у тебя есть игрушки? 
4.  Какая из них самая любимая? 
5.  Как ты играешь с этими игрушками? 
6.  В какие игры ты с ними играешь? 
7.  Ты любишь играть одна или с другими детьми, взрослыми? 
8.  С кем ты любишь играть в группе? 
9.  Кем ты чаще бываешь в играх?
10.Кем бы ты хотела быть в играх?

VI. Интервью «Кто ты?" (Видеозапись) Татаринцева Н.Е. Полоролевое воспитание дошкольников в условиях ДОУ. Учебно-практическое пособие.-М.: Центр педагогического образования, 2008-47с. 
Цель: определение особенностей полоролевых ориентаций и ценностей детей старшего дошкольного возраста (отличительная сущность мужского и женского пола; полоролевое поведение мужчины и женщины в семье; в обществе). 

1 Отличие женского пола от мужского 
1. Кто ты есть мальчик или девочка? Кем будешь, когда вырастешь? 
2. Чем ты отличаешься от (Сережи, Лены) 
3. Как ты узнал(а), что ты мальчик (девочка)? 
4. Что, как мальчик (девочка) ты делаешь в семье? 

2. Полоролевое поведение в семье 
1. Мама кто у тебя? Папа кто у тебя? 
2. Как в семье узнают, что мама есть женщина, а папа мужчина? 
3. С кем ты больше дружишь: с мамой или папой? Почему? 
4. Хочешь ли ты быть папой (мамой), когда вырастешь и каким (ой) папой, (мамой) ты хочешь стать? 

3. Полоролевое поведение в обществе 
1. Кто такие мужчины и кто такие женщины? 
2. Почему в мире существуют мужчины и женщины? 
3. Кем работают мужчины и кем работают женщины?


VII. Методика «Интервью с ребенком», Захаров А. И. Как преодолеть страх у детей. М., 1986.) 
В качестве одного из основных методов можно использовать интервью с ребенком в процессе, которого выясняются подробности внутрисемейных отношений и роли ребенка в семье. 
Чтобы получить биографическую информацию, можно рекомендовать использование методики интервью с детьми, разработанной А. И. Захаровым, по следующим основным вопросам: 

Вопрос: С кем ты живешь дома? 
Обычно ребенок на 1-е место ставит наиболее значимое для него лицо, к которому он испытывает чувство привязанности. На последнем месте ребенок называет наименее значимое для него лицо. 

Вопрос: Если бы ты играл в воображаемую игру «Семья», кого бы ты в ней изображал: маму, папу или себя? 
Старшие дошкольники обычно выбирают роль родителя того же пола, обнаруживая возрастную потребность в ролевой идентификации с ним. Если ребенок выбирает родителя другого пола, то это подчеркивает диспозицию в отношениях с родителями того же пола. 

Вопрос: Если бы дома никого не было, кого бы ты ждал в первую очередь (маму, папу; папу, маму?). 
Если в ответе мать не стоит на первом месте, то это свидетельствует об эмоциональных проблемах в отношениях с ней. 

Вопрос: Скажи, ты боишься или нет, что тебя накажет мама (папа)? 
Вопрос: Если бы ты вырос и сам стал мамой (папой), у тебя были бы девочка (мальчик), то ты бы так же относился, воспитывал ее (его), как к тебе относятся, воспитывают родители, или по-другому? 
Обычно дети стремятся, не меняя родительскую роль, сохранить хорошие отношения. Ведущий мотив при этом — страх утраты любви, угроза которой существует у чрезмерно занятых и принципиальных родителей. 

Вопрос: Когда ты вырастешь, ты будешь, как папа (мама), работать? 
Предпочтение той же профессии, как правило, признак высокого авторитета родителей в представлении детей. 


VIII. Анкетирование педагогов «Личностно-профессиональные ценности педагога». 
Уважаемые, педагоги.
Как Вы считаете, какие ценности из приведенного списка более важны для Вас? 
Подчеркните не больше трех выбранных Вами ценностей.
Если в приведенном списке нет каких-то важных для Вас ценностей, допишите в соответствующей графе.

    СПИСОК ЦЕННОСТЕЙ  Выбор педагогов
  I этап  III этап
 1  Личность (Я; чувство достоинства)  
 2  Близкие (семья)  
 3  Близкие (товарищество; дружба)  
 4  Добро (доброжелательность)  
 5  Гуманность (хорошее отношение; помощь)  
 6  Самоопределение (выбор по своим интересам, целям)  
 7  Реализация себя (проявить свои силы, умения, способности, свое творчество)  
 8  Истина (познание, интерес к наукам)  
 9  Саморазвитие (совершенствования себя)  
10  Здоровье (физическое развитие)  
11  Социализация (умение разобраться в жизни)  




IX. Анкетирование родителей №1 «Важные ценности для родителей»
Уважаемые, родители.
Как Вы считаете, какие ценности должны прививаться детям в ДОУ? Подчеркните не больше трех выбранных Вами ценностей.
Если в приведенном списке нет каких-то важных для Вас ценностей, допишите в соответствующей графе. 


    Список ценностей  Выбор родителей
  I этап  III этап
 1 Личность (Я; чувство достоинства)  
 2 Близкие (семья)  
 3 Близкие (товарищество; дружба)  
 4 Добро (доброжелательность)  
 5 Гуманность (хорошее отношение; помощь)  
 6 Самоопределение (выбор по своим интересам, целям)  
 7 Реализация себя (проявить свои силы, умения, способности, свое творчество)  
 8 Истина (познание, интерес к наукам)  
 9 Саморазвитие (совершенствования себя)  
 10 Здоровье (физическое развитие)  
 11 Социализация (умение разобраться в жизни)  


X. Анкетирование родителей №2 «Самооценка уровня родительской компетентности»
Методика «Самооценка уровня родительской компетентности»
Цель: определение степени сформированности родительской компетентности, владение знаниями, умениями и навыками воспитания и обучения детей с учетом их гендерных особенностей, а также представлений о педагогической деятельности ДОУ и активного участия родителей в ней.

Уважаемые, родители.
Оцените, пожалуйста, приведенные утверждения. Вам необходимо обвести букву, соответствующую вашему ответу. 
А – всегда;
Б -  не всегда, но часто;
В – не очень часто;
Г - не делаете никогда

    Утверждения  Ответы
I этап  III этап  
 1  Люблю слушать рассказы о работе ДОУ по полоролевой социализации.  
 2  Жду с нетерпением ситуаций общения с участниками образовательного процесса.  
 3  Считаю, что лекции по педагогике и психологии мне необходимы для воспитания своих детей.  
 4  Останавливаюсь и читаю материал по полоролевой социализации, представленный в информационных буклетах.  
 5  Покупаю по возможности книги и брошюры по психологии, вос-ю детей с учетом гендерных особенностей.  
 6  Обращаю внимание на педагогические ситуации и стремлюсь к конструктивному их решению.  
 7  Использую педагогические технологии «Диалоговое общение», «Т. самореализации» и др.  
 8  Собираю собственную библиотечку по воспитанию детей.  
 9  Участвую в разработке программ конкурсов для детей.  
 10  Охотно принимаю участие в анализе ситуаций, возникающих в ДОУ; стараюсь при этом кое-что записать.  
 11  Принимаю участие в подготовке конференций, материалов для размещения в газете ДОУ «СемьЯ», на сайте.  
 12  Участвую в детско-родительских проектах.  
 13  Создаю совместно с ребенком портфолио его достижений.  
 14  Охотно представляю опыт семейного воспитания с помощью самопрезентации.  
 15  Участвую в подготовке и проведении совместных занятий и праздников, коллективно-трудовой деятельности.  
 16  Соглашаюсь выступать на занятиях в родительской школе, на конференции.  
 17  Проявляю интерес к жизнедеятельности ДОУ по вопросам полоролевой социализации.  
 18  Испытываю положительные эмоции от взаимодействия с ДОУ по вопросам полоролевой социализации.  
 19  Использую знания, полученные в родительской школе в практике воспитания своего ребенка.  
 20  Использую фольклор для позитивной социализации своего ребенка.  

Подобрала: педагог-психолог ДОУ №28 «Хрусталик» г. Волжска, РМЭ.

Поиск
Календарь
«  Сентябрь 2017  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Copyright MyCorp © 2017
    Бесплатный конструктор сайтов - uCoz