Главная | Регистрация | Вход | RSS | Четверг, 18.04.2024, 04:00 |
Педагог-психолог Фролова Р. М. | |
Приветствую Вас Гость |
|
Методики по изучению гендерной социализации старших дошкольниковМетодики по изучению гендерной социализации старших дошкольников I. Диагностика уровня социализации мальчиков и девочек. Шелухина И.П. Мальчики и девочки: Дифференцированный подход к воспитанию детей старшего дошкольного возраста. ---М.:ТЦ Сфера, 2006. (Программа развития). с-22. Цель: выявление представлений о роли и занятости мужчин в семье; уточнение представлений о социальном статусе мужчины и женщины; определение уровня знаний об основных чертах и мужчин и женщин; изучение представлений о различиях мальчиков и девочек 1. Выявление представлений о роли и занятости мужчины и женщины в семье
2. Уточнение представлений о социальном статусе мужчины и женщины
3.Определение уровня знаний об основных чертах и мужчин и женщин
4. Изучение представлений о различиях мальчиков и девочек, культуре общения
II. Методика «Цветик-восьмицветик» «Диагностика психических состояний детей дошк возр: Учебно-метод пособие. Сост.: Велиева. СПб: Речь, 2005. 128-129с. Цель: выявление отношения ребенка к членам семьи, их отношение к ребенку, основные психические состояния, испытываемые ребенком в семье. Материал: разноцветные лепестки (красного, желтого, зеленого, голубого, фиолетового, коричневого, серого, черного цветов), сердцевина цветка – белого цвета. Детали беспорядочно располагаются на белом фоне. Исследование проводится в форме игры – беседы. Инструкция:
Необходимо следить, чтобы ребенок отбирал цвет лепестка не по цвету глаз, одежды и т.д., человека, о котором идет речь, а по своему отношению к нему. Фиксируется: цвет лепестка, кому он адресован, комментарии ребенка. Также анализируется расположение лепестка, выбранного ребенком для себя, по отношению к другим членам семьи. Желтый: «близко, рядом, вместе». Значимый человек, удовлетворяющий потребность в ласке, любви, признании. Признание его авторитета. Эмоциональная зависимость. Красный: «Активное взаимодействие». Веселый человек, склонный к активным действиям. Некоторая неровность, нестабильность в отношениях с ребенком, оценке его деятельности. Голубой, синий: «Рядом, но не всегда вместе». Нежелание конфликта с этим человеком. Совместные игры, интересы. Зеленый: «Надежда и опора». Ощущение удовлетворенности, спокойствия, защиты. Фиолетовый: Состояние, близкое к игнорированию данного лица. Безучастный член семьи, не обладающий авторитетом. Коричневый: Отстраненный член семьи. Злой, требовательный. Часто несправедливо наказывающий ребенка. Серый: Неэмоционален, угнетает активность ребенка. Самолюбив, критичен, придирчив к ребенку. Черный: Агрессивный. Возможны физические наказания, угрозы с его стороны, оскорбления. Устойчивый конфликт между ребенком и данным лицом. Ф.И. ребенка ___________________ 1. ________________ ________________ 2. ________________ ________________ 3. ________________ ________________ 4. ________________ ________________ 5. ________________ ________________ 6. ________________ ________________ 7. ________________ ________________ 8. ________________ ________________ III. Методика «Нарисуй себя». Психология детства. Практикум. Тесты, методики для психологов, педагогов, родителей. Под редакцией члена корреспондента РАО А.А. Реана – СПб.: «прайм-ЕВРО-ЗНАК», 2003. -62с. Модификация методики «Нарисуй себя» /выявление уровня самооценки ребенка. Альбомный лист складывается пополам, карандаши (черный, коричневый, красный, синий).
Чем хуже мальчик (девочка), тем меньше должен быть рисунок. Совсем «плохой» займет очень мало места. Но должно быть ясно, что это рисунок человека. 2. А теперь нарисуй «хорошего» мальчика (девочку) красным и синим карандашами. Чем лучше будет мальчик (девочка), тем больше должен быть рисунок. Очень хороший займет весь листок. 3. На этом листочке нарисуй себя можно использовать все четыре карандаша. Завышенная самооценка: выше 5 баллов Норма - адекватно позитивное отношение к себе: от 3 до 5 баллов Заниженная самооценка: ниже 3 баллов IV. Методика «Рисунок семьи» /Сост. Л.В. Огинец. СПб.:СПбГУ, ф-т психологии, 1992. Р. Бенс, С. Кауфман (1972г.) и П. Хоментаускас (1983г.) «Диагностика психических состояний детей дошк возр: Учебно-метод пособие. Сост.: Велиева. СПб: Речь, 2005. 172-176с. Модификация методики «Рисунок семьи» Г.Т. Хоментаускаса. Цель: выявление особенностей внутрисемейных отношений.
V. Метод беседы. «Определение уровня социального развития детей». Г.А. Урунтаева, Ю.А. Афонькина. Практикум по детской психологии», -М.: «Просвещение», «Владос», 1995.
VI. Интервью «Кто ты?" (Видеозапись) Татаринцева Н.Е. Полоролевое воспитание дошкольников в условиях ДОУ. Учебно-практическое пособие.-М.: Центр педагогического образования, 2008-47с. Цель: определение особенностей полоролевых ориентаций и ценностей детей старшего дошкольного возраста (отличительная сущность мужского и женского пола; полоролевое поведение мужчины и женщины в семье; в обществе). 1 Отличие женского пола от мужского
2. Полоролевое поведение в семье
3. Полоролевое поведение в обществе
VII. Методика «Интервью с ребенком», Захаров А. И. Как преодолеть страх у детей. М., 1986.) В качестве одного из основных методов можно использовать интервью с ребенком в процессе, которого выясняются подробности внутрисемейных отношений и роли ребенка в семье. Чтобы получить биографическую информацию, можно рекомендовать использование методики интервью с детьми, разработанной А. И. Захаровым, по следующим основным вопросам: Вопрос: С кем ты живешь дома? Обычно ребенок на 1-е место ставит наиболее значимое для него лицо, к которому он испытывает чувство привязанности. На последнем месте ребенок называет наименее значимое для него лицо. Вопрос: Если бы ты играл в воображаемую игру «Семья», кого бы ты в ней изображал: маму, папу или себя? Старшие дошкольники обычно выбирают роль родителя того же пола, обнаруживая возрастную потребность в ролевой идентификации с ним. Если ребенок выбирает родителя другого пола, то это подчеркивает диспозицию в отношениях с родителями того же пола. Вопрос: Если бы дома никого не было, кого бы ты ждал в первую очередь (маму, папу; папу, маму?). Если в ответе мать не стоит на первом месте, то это свидетельствует об эмоциональных проблемах в отношениях с ней. Вопрос: Скажи, ты боишься или нет, что тебя накажет мама (папа)? Вопрос: Если бы ты вырос и сам стал мамой (папой), у тебя были бы девочка (мальчик), то ты бы так же относился, воспитывал ее (его), как к тебе относятся, воспитывают родители, или по-другому? Обычно дети стремятся, не меняя родительскую роль, сохранить хорошие отношения. Ведущий мотив при этом — страх утраты любви, угроза которой существует у чрезмерно занятых и принципиальных родителей. Вопрос: Когда ты вырастешь, ты будешь, как папа (мама), работать? Предпочтение той же профессии, как правило, признак высокого авторитета родителей в представлении детей. VIII. Анкетирование педагогов «Личностно-профессиональные ценности педагога». Уважаемые, педагоги. Как Вы считаете, какие ценности из приведенного списка более важны для Вас? Подчеркните не больше трех выбранных Вами ценностей. Если в приведенном списке нет каких-то важных для Вас ценностей, допишите в соответствующей графе.
IX. Анкетирование родителей №1 «Важные ценности для родителей» Уважаемые, родители. Как Вы считаете, какие ценности должны прививаться детям в ДОУ? Подчеркните не больше трех выбранных Вами ценностей. Если в приведенном списке нет каких-то важных для Вас ценностей, допишите в соответствующей графе.
X. Анкетирование родителей №2 «Самооценка уровня родительской компетентности» Методика «Самооценка уровня родительской компетентности» Цель: определение степени сформированности родительской компетентности, владение знаниями, умениями и навыками воспитания и обучения детей с учетом их гендерных особенностей, а также представлений о педагогической деятельности ДОУ и активного участия родителей в ней. Уважаемые, родители. Оцените, пожалуйста, приведенные утверждения. Вам необходимо обвести букву, соответствующую вашему ответу.
Подобрала: педагог-психолог ДОУ №28 «Хрусталик» г. Волжска, РМЭ. |
|
Copyright MyCorp © 2024 |
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz |