Главная | Регистрация | Вход | RSSПятница, 22.09.2017, 23:31

Педагог-психолог Фролова Р. М.

Меню сайта
Мини-чат
Статистика
Форма входа

ГЛОССАРИЙ

Гендер — социальный пол, пол как продукт культуры; употребляется в зарубежной психо-логии в четырех значениях: а) как противопоставление биологическому полу; б) как синоним пола; в) как расширительный термин для обозначения и биологических и социальных проявле-ний пола; г) как символ неравенства полов, их иерархической организации: доминантный муж-ской и подчиненный — женский (последнее — в основном в феминистской литературе).

Термин «гендер» подразумевает пол социальный. А психологический пол – это личност-ная характеристика человека.

Гендерное воспитание – это:

  • влияние на психическое и физическое развитие мальчика и девочки;
  • отношения представителей разного пола к своим социальным ролям в обществе;
  • формирование у детей представлений о настоящих мужчинах и женщинах.
  • формирование определенной модели поведения;
  • овладение культурой в сфере взаимоотношений полов;
  • личная жизнь людей в семье;
  • правильное понимание роли мужчины и роли женщины в обществе.

Гендерная идентичность — отождествление себя с определенным полом, освоение правил и норм, характерных для этого пола, и демонстрация их в своем поведении.

Гендерная компетентность педагога - информированность педагога относительно того, что понятие гендер охватывает круг психосоциальных и социокультурных характеристик, ассо-циирующихся с мужским или женским полом в рамках определённой культуры.

Гендерная компетентность педагога предполагает овладение им организационными, психо-лого-педагогическими и дидактическими аспектами руководства детской деятельностью с уче-том психофизиологических и индивидуальных особенностей ребенка с акцентом на гендерную идентичность (психологическое ощущение ребенком себя будущим мужчиной или будущей женщиной).

Гендерно-атипичное поведение — проявление в поступках, словах и жестах признаков, характерных для противоположного пола.

Гендерно-типичное поведение — проявление в поступках, словах и жестах признаков, ха-рактерных для данного пола.

Маскулинность — набор личностных и поведенческих черт, соответствующих стереотипу «настоящего мужчины»: мужественность, уверенность в себе, властность и т. п.

Фемининность — совокупность личностных характеристик, соответствующих стереотипу женственности: мягкость, заботливость, нежность, слабость, беззащитность и т. п.

Половая идентификация — отождествление себя с физическим и психологическим полом мужчины или женщины и стремление соответствовать принятым в культуре, прежде всего — в семье, стереотипам мужского и женского поведения.

Идентификация — процесс и результат сознательного или бессознательного отождествле-ния человеком себя с кем-то другим. В результате И. происходит воспроизведение человеком психологии и поведения того, с кем он себя идентифицирует.

Полоролевое поведение — поведение, свойственное человеку определенного пола и свя-занное с теми ролями социальными, которые закреплены за людьми соответствующего пола.

«Полоролевое поведение» ребёнка дошкольного возраста, понимается как особая модель социального взаимодействия, ориентированная на эталоны мужского и женского поведения и отражающая систему представлений ребёнка о своём половом образе и способы взаимоотноше-ний со сверстниками (мальчиками и девочками) в различных реальных и игровых ситуациях.

Роль социальная — положение, занимаемое человеком в обществе, группе людей и связан-ные с ним формы поведения. В понятие Р.с. также входят типичные психологические особенно-сти лиц, занимающих такое положение (например, роли родителя, учителя, ребёнка, ученика, начальника, подчинённого и т.д.).

Полоролевые знания. Полоролевые знания указывают на точность представлений людей о половых ролях. Они отражают описательную, а не оценочную характеристику. 

Как можно ожидать, знания детей о половых ролях увеличиваются с возрастом. К 3 годам дети узнают о нек-рых концептуально простых аспектах половых ролей, особенно тех, что свя-заны с внешностью (напр. длина волос, величина, одежда), игрушками, вещами, а тж нек-рыми профессиями и занятиями. С возрастом знания детей углубляются и расширяются, охватывая представления о большинстве профессий и др. будущих ролей, мужских и женских занятиях, характеристиках внешности и чертах личности. После неск. лет обучения в начальной школе детям становятся известны большинство аспектов полоролевых стереотипов своей культуры. 

Под социальной компетентностью дошкольника понимается качество личности, сформи-рованное в процессе активного творческого освоения социальных отношений, возникающих на разных этапах и разных видах социального взаимодействия. Ребенок, находясь в д/с, осваивает социальные отношения, возникающие в ходе взаимодействия, а также усваивает этические нормы, таким образом, мы учим его регулировать межличностные и внутриличностные соци-альные позиции, отношения в д/с и в семье.


Немов Р.С. Практическая психология. — М.:ВЛАДОС, 1999, 260с.

ИДЕНТИФИКАЦИЯ — процесс и результат сознательного или бессознательного отожде-ствления человеком себя с кем-то другим. В результате И. происходит воспроизведение челове-ком психологии и поведения того, с кем он себя идентифицирует.

ИЗМЕНЁННЫЕ СОСТОЯНИЯ СОЗНАНИЯ - особые состояния сознания, возникающие у человека в необычных условиях и ситуациях, например, во сне, в гипнозе, при медитации, а также под влиянием психотропных средств (алкоголя, наркотиков и т.п.). Находясь в И.с.с, че-ловек может не воспринимать то, что происходит с ним и вокруг него, или, напротив, "видеть" то, чего на самом деле не существует (см. Бред, Галлюцинации, Иллюзии). В И.с.с. человек мо-жет забывать известные, элементарные вещи, припоминать случайные, давно прошедшие собы-тия, быть неспособным решать элементарные задачи и, вместе с тем, находить неожиданные решения сложных задач, совершать неординарные поступки.

МАКСИМА — житейская мудрость, вобравшая в себя опыт многих поколений людей и вы-раженная в краткой, обобщённой, образной форме. М. может служить для людей образцом по-ведения, правилом мышления, руководством к действию, нормой.

ПОЛОРОЛЕВОЕ ПОВЕДЕНИЕ — поведение, свойственное человеку определенного пола и связанное с теми ролями социальными, которые закреплены за людьми соответствующего по-ла.

РОЛЕВОЙ — относящийся крали социальной или связанный с ней.

РОЛЬ СОЦИАЛЬНАЯ — положение, занимаемое человеком в обществе, группе людей и связанные с ним формы поведения. В понятие Р.с. также входят типичные психологические особенности лиц, занимающих такое положение (например, роли родителя, учителя, ребёнка, ученика, начальника, подчинённого и т.д.).

САМООПРЕДЕЛЕНИЕ ЛИЧНОСТИ - самостоятельный выбор человеком своего жиз-ненного пути, своих целей, ценностей, нравственных норм, форм поведения.

САМООЦЕНКА — оценка человеком себя, своих собственных психологических качеств.

САМОСОЗНАНИЕ — понимание, осознание человеком собственных психологических качеств



Поиск
Календарь
«  Сентябрь 2017  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Copyright MyCorp © 2017
    Бесплатный конструктор сайтов - uCoz