Главная | Регистрация | Вход | RSS | Среда, 24.04.2024, 08:18 |
Педагог-психолог Фролова Р. М. | |
Приветствую Вас Гость |
|
ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ СОЦИАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТАПсихолого-педагогические сопровождение личности в образовательном про-странстве: теория, практика, инновации: Материалы межрегиональной научно-практической конференции. –Йошкар-Ола: ФГБОУ ВПО «Марийский государст-венный университет» Факультет педагогики и психологии, Кафедра психологии развития и образования, 2012. -72-77с. Р.М. Фролова, педагог-психолог муниципального МДОУ детского сада компенсирующего вида №28 «Хрусталик» г. Волжска В условиях модернизации российского образования создаются новые образовательные программы, позволяющие обеспечить вариативность воспитательно-образовательного процесса, ориентированного на полоролевую социализацию ребенка и запросы его семьи. В настоящее время перед образовательными учреждениями стоят важ-нейшие задачи:
В нормативных документах к системе дошкольного образования сформулирован социальный заказ, который заключается в том, что результатом деятельности ДОУ являются не только знания, умения, навыки выпускников, но гражданские, социальные, коммуникативные, интеллектуальные компетенции. Это заказ на психологически здоровую личность, формирующуюся в процессе полоролевой социализации. Попытки воспитания мальчиков и девочек в ДОУ недостаточно эффек-тивны, так как не учитываются реалии современной жизни, вариативность полоролевого поведения, не формируются навыки овладения мужскими и женскими ролями (В.В.Абраменкова, 1987; И.С.Лаптева, 1997; Г.Н.Михайлович, 1998; И.В.Смирнова, 1999). На протяжении тридцати лет общество убеждало нас в том, что мальчики и девочки совершенно одинаковы. За последние пять лет проведено много исследований, результаты которых подтверждают, что мальчики отличаются от девочек. С изменениями современной общественной жизни появились новые социальные условия, произошла ломка системы половых ролей и культурных стереотипов. Ранее существовавшие стандарты женственности и мужественности привели, к насыщению образа женщины мужскими характеристиками. Итак, тридцать лет освобождали девочек, а сейчас пришло время освобождать мальчиков. Сегодня востребованы в обществе энергичные и гуманные люди, а не роботы для работы и войны. Раньше отцы были в меру ласковые с ребенком, брали на себя повседневные заботы о нем, его уважали в семье, прежде всего жена. Современные отцы считают, что воспитание детей – это удел женщин, а их задача - работать в поте лица, чтобы обеспечивать семью материально. Отцы становятся приятелями своим детям или относятся к ним слишком по - матерински, часто отсутствуют или не справляются. Необходимо помочь отцам обрести место в обществе. Современные мамы и бабушки совмещают семейные обязанности с работой вне дома, становятся главой семьи, либо деловой, для которой семья и дети не являются важной ценностью. В семье нет разделения на мужские и женские роли, как раньше. Происходит насыщение образа жен-щины мужскими характеристиками. Роли родителей в семье должны быть различны, а вне семьи пусть будут одинаковыми. Но, несмотря на все это, растить и воспитывать детей все же приходится матери. Самооценка ребенка зависит от того, какие представления о своем «Я» формируют родители у ребенка. Родители понимают необходимость формирования качеств, характеризующих мужчин и женщин, однако эта необходимость не становится реальностью в их семье. Основными причинами данного факта являются:
Таким образом, в педагогике появились новые проблемы в воспитании детей:
Сегодня существует проблема социального вхождения ребенка в то об-щество, в котором ему предстоит жить и развиваться как личность. Но прежде, чем помочь детям, необходимо нам самим взрослым, педагогам припомнить, и усвоить традиции, нормы, ценности и требования нашего социума. Мы должны обеспечить ребенку положительные примеры социального и личностного окружения. Взрослые могут сформировать социальную компетентность дошкольника, достаточно обеспечить ему в ДОУ знания, умения, навыки, для выполнения обязанностей, соответствующих данному жизненному периоду. Гендерное воспитание – это:
Образовательные задачи полового гендерного воспитания в д/с:
Под влиянием воспитателей и родителей дошкольник может усвоить половую роль, или гендерную модель поведения, чтобы его определяли как женщину или мужчину. В возрасте шести лет формируются основы моральных установок будущих мужчин и женщин. Методы и приемы, рекомендуемые для использования воспитателями по гендерному воспитанию:
1. Под социальной компетентностью дошкольника понимается качество личности, сформированное в процессе активного творческого освоения социальных отношений, возникающих на разных этапах и разных видах социального взаимодействия. Ребенок, находясь в д/с, осваивает социальные отношения, возникающие в ходе взаимодействия, а также усваивает этические нормы, таким образом, мы учим его регулировать межличностные и внутриличностные социальные позиции, отношения в д/с и в семье. Социальная компетентность состоит из нескольких компонентов:
Сегодня мы наблюдаем проблему межличностного общения на основе человеческих отношений, которая связана с дефицитом воспитанности, доброты, культуры не только воспитанников, но и родителей «нового поколения». Наши дети испытывают сильную психическую нагрузку, так как число их контактов с миром сверстников и взрослых все увеличивается (семья, дошкольное учреждение, магазины, общественный транспорт, дворовое сообщество, дополнительные занятия). В разных жизненных ситуациях они должны уметь правильно вести себя, владеть основами культуры речи. Должное внимание в воспитательно-образовательной работе ДОУ должно быть уделено становлению межличностного общения как взрослых с ребенком, ребенка со взрослыми, а также между детьми. 2. По мнению ряда авторов: М.Т.Бурке-Бельтран (1979), Н.В.Плисенко (1985), Л.В.Градусовой (1990), Т.А.Репиной (1998), полоролевая социализация является отражением естественного процесса формирования психологического пола ребёнка, важнейшими категориями которого являются половая идентичность и полоролевое поведение. Осознание ребёнком себя как представителя определённого пола, усвоение образцов поведения, характерных для мужчин и женщин, включается в общий процесс социализации дошкольника. Формирование половой идентичности является результатом сложного процесса, соединяющего онтогенез, половую социализацию и развитие самосознания. Проблема полоролевой социализации включает в себя вопрос формирования психологического пола ребенка, психических половых различий и половой дифференциации. Целью полоролевого воспитания является помощь ребенку в овладении культурой взаимоотношений между полами. Необходимо привить малышу доброту, взаимоуважение по отношению к представителям другого пола. Кроме того, в процессе полоролевого воспитания ребенок приобретает адекватную модель поведения, которая соответствует его полу, и начинает осознавать роль женщин и мужчин в жизни общества. Главное в полоролевом воспитании дошкольников – формирование начал мужественности и женственности и первых семейных отношений, а также доброжелательное взаимодействие с представителями другого пола. Незнание ранних этапов полоролевой социализации мешает коррекции полоролевого развития детей. Половая социализация и развитие полового самосознания начинается со второго года жизни. Полоролевое воспитание детей дошкольного возраста осуществляется по типу подражания родителю свого пола и отожествлению себя с ним. Мальчик видит в своем отце образец для своего поведения в роли мужчины, а в матери видит образ своей будущей супруги. Также и для девочки мать является образцом поведения, а прообразом будущего мужа является отец. Отношения, которые складываются между родителями, служат ребенку моделью отношений между полами. Следовательно, идеальным вариантом для полноценного полоролевого развития ребенка является полная семья, в которой ценятся любовь, доброта и взаимоуважение между супругами. Никакие педаго-гические усилия не принесут пользы, если сами родители ребенка не будут соответствовать идеальному образу мужчины и женщины. Мальчик должен расти мужественным, а девочка - женственной, поэтому родителям ребенка следует проявлять эти качества как образец для подражания. 3. Сам ребенок сначала учится различать образцы поведения, соответствующие каждому полу. Затем распространяет этот опыт на новые ситуации и наконец, выполняет соответствующие правила. В процессе полоролевой идентификации ребенок имеет перед собой образ типичного мужчины или женщины. Мужчина – это сила, храбрость, уверенность в собственных силах, решительность, а если женщина – мягкость, склонность полагаться на других, повышается эмоциональность, чувствительность, разговорчивость. 4. Пол - первая категория, в которой ребёнок осмысливает себя как индивидуальность. Понятие «пол» рассматривается как совокупность телесных, физиологических, поведенческих и социальных признаков, на основании которых индивида считают мальчиком или девочкой (Д.В.Колесов (1986), М.С.Стрелова (2000). Термин «гендер» подразумевает пол социальный. А психологический пол – это личностная характеристика человека. В него входят система потребностей, мотивов, ценностных ориентаций, характеризующая представления о себе как представителе определенного пола, а также соответствующих способов поведения. Речь идет о том, кем дошкольник будет, когда вырастет, о ценностных ориентирах мальчиков и девочек, в предпочтении видов деятельности, характерных для пола, в мечтах о будущем, а также в половой консолидации со сверстниками своего пола в группе д/с. В формировании психического пола, также важна роль семьи. 5. Понятие «полоролевое поведение» ребёнка дошкольного возраста, понимается как особая модель социального взаимодействия, ориентированная на эталоны мужского и женского поведения и отражающая систему представлений ребёнка о своём половом образе и способы взаимоотношений со сверстниками (мальчиками и девочками) в различных реальных и игровых ситуациях. Формирование полоролевого поведения дошкольников определяется во многом педагогическими условиями и методикой использования сюжетно-ролевых игр. Поведение является важным фактором, связывающим ребенка с окру-жающей действительностью, оно оказывает влияние на формирование и развитие социальных качеств личности. Усвоение социального опыта происходит через взаимодействие ребенок – взрослый, в котором каждый оказывает влияние на поведение другого. Ребенок постоянно наблюдает, имитирует и моделирует отношения, поведение и деятельность окружающих его взрослых. Признаки полоролевого поведения мы наблюдаем, когда дети выбирают игры и игрушки, демонстрируют стиль поведения, выбирают партнеров по общению, особенности взаимодействия друг с другом и со взрослыми. Мальчикам и девочкам нужно помочь в том, чтобы они поняли свое различное биологическое предназначение. Родители не должны требовать от мальчиков и девочек одинакового поведения. Оно должно соот-ветствовать полу ребенка. Работа по формированию полоролевого поведения нацелена на ознакомление детей с качествами мужественности и женственности, проявлениями и предпочтениями мужчин и женщин в разных видах деятельности, их ролями в семье, на формирование навыков и умений поведения, а также выработку отношения детей к понятиям красоты, любви, доброжелательных отношений и формирование этих отношений между девочками и мальчиками в группе. Три этапа в полоролевом развитии ребенка:
Таким образом, полоролевое поведение формируется в результате тесного взаимодействия биологических, психологических факторов, а также социальной среды, в которой растет ребенок. И только от родителей зависит, будут ли их дети в будущем заботиться о близких, понимать, выслушивать их. Социальная зрелость старшего дошкольника – это такой уровень социально-личностного развития, когда поведение и деятельность целенаправленны и ориентированы на социальные требования и правила, общечеловеческие ценности (познания, добра, красоты, справедливости). Мы педагоги уже в дошкольном возрасте должны обратить внимание на такие аспекты в воспитании, как познание другого человека (взрослого, сверстника), способность понять его особенности, интересы, потребности; увидеть возникшие перед ним трудности; заметить изменения настроения, эмоционального состояния. Привлечение родителей к активному участию в воспитательно-образовательном процессе способствует укреплению связи между ДОУ и семьей по вопросу полоролевой социализации. Таким образом, половая дифференциация осуществляется благодаря генному наследию ребенка, с помощью научения и воспитания. Благодаря накопления самостоятельного и социального опыта с помощью взрослых дошкольник становится все более независимым от взрослого, более самостоятельным в своем поведении, не нуждающимся в постоянной опеке и помощи, действующим целенаправленно и осознанно, понимая и оценивая результаты и последствия своих действий. Все это способствует успешной подготовке ребенка к обучению в школе, а позднее – к взрослой жизни. Из этого следует, что именно в дошкольном возрасте закладываются основы социальной зрелости (компетентности) ребенка, определяя развитие и успешную адаптацию в меняющемся социуме. Гендерные особенности детей старшего дошкольного возраста в ус-ловиях традиционного и развивающего воспитания. На базе ДОУ №28 «Хрусталик» г. Волжска с 2009 по 2011г.г. функционировала республиканская экспериментальная площадка «Условия полоролевой социализации старших дошкольников в образовательном процессе ДОУ». В результате реализации проекта:
В эксперименте в качестве испытуемых выступили: одна эксперимен-тальная группа ДОУ № 28 «Хрусталик» г.Волжска численностью 13 детей - из них - /8 девочек и 5 мальчиков/, а также одна контрольная группа ДОУ № 20 «Чебурашка» г.Волжска, где было обследовано 13 детей /7 девочек, 6 мальчиков/. Выявить уровень сформированности навыков социальной компетенции в гендерном аспекте у детей старшего дошкольного возраста, а также педа-гогов и родителей позволил специально подобранный комплекс следующих психодиагностических методик:
Проведено анкетирование:
Применялся метод беседы и интервью:
Реализация программы позволила удовлетворить потребности ребенка старшего дошкольного возраста:
Благодаря созданным условиям в ДОУ и семье для социально-личностного развития, у детей:
Таким образом, по результатам эксперимента, наметилась положительная динамика по показателям социализации мальчиков и девочек. У детей расширился кругозор, увеличился объем знаний о профессиональной деятельности взрослых, повысился интерес к близким людям и сверстникам. Обогатились имеющиеся у них знания, увеличились возможности реализации их в игровом плане и в реальном взаимодействии дошкольников с окружающими людьми разного пола, со сверстниками противоположного пола. В дошкольном возрасте половая дифференциация осуществляется с по-мощью научения и воспитания. У детей формируется система потребностей, интересов, ценностей и определенных способов поведения, характерных для того или иного пола, а также намечаются различия у мальчиков и девочек в некоторых их личностных качествах и формируются первые представления о своем «Я», от которых будет зависеть: формирование личности; уверенности в себе; эффективность общения с людьми; благополучие отношений в семье. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
|
|
Copyright MyCorp © 2024 |
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz |